Петербург – далекий и близкий

 
Как добраться до Спасо-Преображенского собора? Выйдя из метро Чернышевская», поверните налево и по проспекту Чернышевского идите до улицы Кирочной буквально 50 метров. Затем поверните вправо – и идите еще около 300 метров, до переулка Радищева. И через 50 метров выйдете к тыльной стороне собора.

Продолжая разговор о чудотворных иконах Санкт-Петербурга, невозможно не вспомнить об иконе «Спас Нерукотворный», которая находится в Спасо-Преображенском соборе. Сам собор возведен по указу императрицы Елизаветы Петровны в благодарность солдатам и офицерам Преображенского полка, которые помогли ей взойти на Российский трон. Елизавета собственноручно заложила в основание будущего собора первый камень. Место для его строительства церкви тоже выбрано не случайно: тогда, в сложное для дочери Петра Елизаветы время, именно здесь располагалась съезжая изба на полковом дворе гренадеров, где будущая императрица молилась Богу о небесной помощи в возращении ей престола.

Собор был освящен в 1754 году, с тремя приделами: главным – во имя Преображения Господня (в его же честь и полк носил свое наименование), вторым – во имя преподобного Сергия Радонежского (покровителя царской семьи), третьим – во имя священномучеников Климента, папы Римского и Петра, архиепископа Александрийского (Елизавета взошла на престол в день их памяти). Третий придел задумывался Елизаветой как некий семейный храм правящей семьи. Это нашло свое выражение в его иконах. Например, у ног Спасителя можно увидеть святых Климента и Петра, молящихся, по идее царицы, о даровании ей престола, рядом с Богородицей – праведных Захарию и Елизавету, покровителей императрицы, образ евангелиста Марка – тоже не случаен, коронация Елизаветы была в день его памяти.

В 1796 году храм стал «собором всей гвардии» – уже по указу императора Павла I, а в 1825 году сгорел практически весь – остались только стены, но все святыни были спасены. Тот собор, что вы увидите сейчас, был восстановлен и освящен в 1829 году, и тогда же вокруг него появилась знаменитая ограда из трофейных пушек – как напоминание о победе России в Русско-турецкой войне. Все пушки «настоящие», раньше они находились на стенах турецких крепостей, и при желании даже сейчас на них можно рассмотреть вычеканенный герб Османской империи и имена на арабском языке, данные им при создании: «Гнев Аллаха», «Дарю лишь смерть» и подобные. Пушки опутаны цепями, а их стволы направлены вниз – все это символы того, что они никогда больше не будут нести смерти людям. Интересно, что Николай I, тогдашний император, поощрил создателя собора Василия Стасова бриллиантовым перстнем, цена которого была равна сумме, сэкономленной архитектором при возведении этой ограды – ведь «исходный» материал обошелся ему в копейки. А еще Стасов покрыл купола собора такими уникальными красками, которые, не имея в своем составе золота, создают, особенно в солнечную погоду, полное ощущение золотых. К сожалению, до нас этот рецепт не сохранился… Кстати, купола первого собора были зелеными – такими же, как и цвет кафтанов в Преображенском полку.

До 1918 года в соборе можно было увидеть полковые реликвии, многочисленные военные трофеи, преображенские мундиры императоров и даже мундир и саблю со следами крови императора Александра II. Но потом собор из гвардейского становится приходским, а все военные реликвии передаются сначала в Артиллерийский музей, а позже – в Эрмитаж. Самому собору повезло: в советское время он не закрывался. И хотя в этот период он значительное время был в руках обновленцев, одно время даже в статусе их главного собора, тем не менее, это позволило сохранить интерьер и его внешний облик. А вот многие святыни, которые в нем были – нет. Бесследно исчезли серебряный позолоченный престол с сенью, напрестольные золоченые серебряные кресты, Евангелия в богатых окладах, списки многих чудотворных икон, например, образы Курской, Иерусалимской, Смоленской Божией Матери и другие. Эти иконы попадали в храм как благодарность от простых людей, как «спасиБог» славному воинству за его победы и защиту страны.

Собор расположен как бы в глубине, в стороне от оживленного Литейного проспекта, на небольшой Преображенской площади. Как только сворачиваешь на нее, вся суета и звуки большого города затихают, оставляя тебя наедине с вечностью.

Внутри собора вас встретит величественный иконостас в форме триумфальной арки, с бронзовыми колоннами и Тихвинской иконой Божьей Матери, щедро украшенной драгоценными камнями. Поднимите голову и поразитесь удивительному облачному небу на куполе со звездой в центре и восемью ангелами по краям, в руках у которых крестные орудия страстей Христовых. И восхититесь величественным паникадилом, пятиярусным, на 120 свечей!

Основные святыни собора – на почетных местах, на аналоях. Справа на нас взирает совершенно необычный образ «Спаса Нерукотворного», слева – чтимый список иконы «Всех скорбящих Радосте».

Молитва перед образом «Спас Нерукотворный», написанная императрицей Елизаветой:
Господи Иисусе Христе, щедрый и милостивый всем истинно призывающим Тя, Тебе молюся: сподоби мя со тщанием, любовию, страхом и всяким вниманием, даже до конца Божественныя службы сея пребыти, и сокрушенным сердцем и чистою совестию молитися Тебе, Милосердному Богу. Ей, Господи Царю! Услыши мя, начинающа призывати Тя, и даруй ми оставление всех грехов моих: Ты бо Един благословен еси, со Отцем и со Святым Духом, во веки. Аминь.

Образ Спаса – главная святыня храма. Свое место небольшая икона обрела в 1938 году, до этого была в часовне Домика Петра I – первоначального царского дворца, и некоторое время – в Троицком соборе.

Образ удивительный, не привычный для нашего глаза. Мы все помним историю из Священного предания, согласно которому Спаситель запечатлел свой лик для Эдесского царя задолго до Своего Крестного подвига. Но на этой иконе Христос как будто бы или еще на Кресте, или только-только с него снят – по крайней мере, у меня эта икона вызвала именно такие ассоциации. Лик Христа страдающий, на челе – терновый венец, на лбу – капли крови, в глазах – смирение и кротость. Тот момент, когда на иконе запечатлена именно человеческая природа Христа, восприняв которую, наш Бог действительно прошел через все страдания – в том числе и физические. А еще я увидела в образе усталость, усталость от наших, человеческих грехов и упрямства, неведения истины и нежелания исправления. Становится очень горько и стыдно, когда ты стоишь рядом с образом, вспоминая все Его страдания, чувствуешь Его взгляд, проникающий тебе в душу, и понимаешь, что ты совершенно недостоин бесценных плодов Его подвига.

Икона древняя, ее автор – Симон Ушаков, написана она в XVII веке для Алексея Михайловича, отца Петра I, к последнему она перешла после смерти его матери – Натальи Кирилловны, с ее благословением. Так что можно сказать, что это родовая икона царской семьи Романовых. Образ был свидетелем всех важных для нашей страны событий – ведь Петр I не расставался с ним никогда. Это перед ним царь на коленях испрашивал благословение у Бога при основании Петербурга, это он помогал нашим воинам в сражениях Северной войны и спас от неминуемой смерти императора в Полтавской битве. Три пули в тот день достались царю: первая сбила шляпу, вторая попала в седло, а третья, которая, казалось бы, неотвратимо должна была его убить, была остановлена нательным крестом. Господь через свой образ хранил Петра всей силой Своей благодати. Эта икона у изголовья умирающего императора стала свидетельницей последних его слов: «Верую, Господи, помоги моему неверию»; рядом с ней его отпевали и, по завещанию Петра, погребали. С рождения и до самой смерти они были рядом – неоднозначный для Русской церкви царь Петр I, помазанник Божий, и священный образ Христа, дарованный людям Самим Господом.

Этот образ почитали и потомки Петра. На молебнах перед образом читали молитву «Господи, щедрый и милостивый», что написала сама Елизавета. Её перу принадлежит указ, согласно которому все «казенные работы» в день празднества образа запрещались.

Светло погрустив перед Нерукотворным Образом о своей недостойной жизни, покаявшись и пообещав самому себе и Господу не уходить с пути исправления, перейдите со своими скорбями к левому клиросу – за утешением к чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Изначально этот образ Богородицы прославился в Москве, в XVII веке, когда по молитвам перед ним исцелилась смертельно больная сестра патриарха Иоакима. С этого момента многим страждущим, обращавшимся со своими болезнями к Богородице на этой иконе, были посланы исцеления. Образ был почитаем царской семьей, и когда императорский двор переехал в новую столицу – Санкт-Петербург – сестра Петра I Наталья не смогла расстаться с ним и привезла с собой. Эта икона тоже «боевая» – во время Русско-турецкой войны она вместе с нашими солдатами была на передовой. Впоследствии для нее был выстроен специально одноименный храм, он существует и поныне – это «Всех скорбящих Радосте» на Шпалерной улице. Когда в советское время его закрыли, икону перенесли в Спасо-Преображенский собор, где она и доныне радует и утешает прихожан и паломников.

В соборе есть еще одна святыня, подарок тогдашнего командира Преображенского полка Великого князя Константина – это складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеймона и святого царя Константина. К нему можно приложиться в приделе святых Петра и Климента, у северной стены храма. А затем – попросить здравия у иконы целителя Пантелеймона, с частицей его святых мощей.

В церкви можно увидеть интересную икону, царскую. Почему такое название? На ней изображены все святые – покровители дома семьи последнего русского императора.

«По дороге» этот храм посетить не получится – он стоит несколько в стороне от обычных туристических путей. Но сюда точно стоит выбраться специально, и не только чтобы приложиться к святыням. Обязательно вспомните о всех наших русских воинах, которые, выполняя свой долг перед Россией, погибли на полях сражений, помолитесь за их души и поблагодарите за нашу свободную страну.

А еще – молитвенно воздохните о военном духовенстве, которое неотступно сопровождало русскую армию на всех военных тропах. Один из настоятелей собора, протоиерей Василий Сицилинский, был из его числа и имел многочисленные награды за войну 1812 года. Помимо всех прочих заслуг отца Василия, благодаря его стараниям, молитвам и убеждениям в восстании декабристов не принял участие Финляндский полк, оставшись верным данной императору присяге.

Для меня еще значимо, что старостой в соборе долгое время был новомученик Серафим (Чичагов). Еще во время своей службы в Преображенском полку он десять лет был старостой в соборе, а потом, оставив блестящую военную карьеру, приняв священство и постриг, став митрополитом Ленинградским, свою первую Литургию прослужил именно в этом храме, а через 6 лет – здесь же последнюю, перед своим уходом на покой.

У собора есть большое преимущество перед другими храмами Санкт-Петербурга: его двери открыты для всех до позднего вечера. А если вы решите побывать на службе, возможно, вам повезет и вы услышите песнопения Литургии на музыку Петра Чайковского, который очень любил этот храм и часто здесь молился. Впрочем, прихожане и гости собора утверждают: каждое богослужение в этом соборе прекрасно и благодатно!

Галина Смирнова

Фото сайта Спасо-Преображенского собора

«Колокол Севера» №3(92) июнь 2020 г.

Начало очерка в рубрике "По святым местам":

Небесные покровители города святого Петра

Исаакий Далматский

Лавра – начало,

Старица Матрона Босоножка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *