Петербург – далекий и близкий

Петропавловский собор

Петербург, такой далекий географически, стал мне значительно ближе, когда в него уехала учиться моя дочь, которая там и осталась, не найдя в себе силы покинуть красоты Северной столицы. С тех пор я много раз бывала в этом городе, но лишь совсем недавно он мне открылся со своей истинной стороны. Я увидела Петербург православный – несуетливый, благодатный. Удивительно, но даже его название зазвучало для меня совсем иначе.

Рискуя проявить свое полное невежество, скажу: я всю жизнь думала, что имя городу дал Петр в свою честь. Приставка «санкт» меня при этом нисколько не смущала, я даже не задумывалась – какой же это гордыней должен был обладать человек, чтобы посвятить самому себе город. А император-то назвал его не в свою честь, а в честь святого апостола Петра!

Мне хочется, чтобы, прочитав все это, вы взяли билет, умчались в Питер и там с удовольствием прошли бы по моему пути: от храма к храму, от святого к святому, от иконы к иконе, узнавая еще что-то, о чем я не написала. Итак, в путь!

Как добраться до Петропавловской крепости?

Надо доехать на метро до станции «Горьковская» (это синяя ветка), выйти из нее и пойти в противоположную выходу сторону через Александровский парк. Через 5-7 минут вы подойдете к Иоанновскому мосту, и по нему – ко входу в крепость.

Другой вариант – после выхода из метро идите направо на Каменноостровский проспект, выйдите на него и идите в сторону моста через Неву. По правую руку увидите крепость и вход в нее.

Небесные покровители города святого Петра

Я очень люблю Петропавловскую крепость – место рождения Петербурга. Его история началась с молебна на Заячьем острове. Остров покропили святой водой и вознесли молитвенное обращение к первопрестольным апостолам – Петру и Павлу, которых российский император выбрал небесными покровителями для будущего города. Случилось это 27 мая 1703 года, в день Святой Троицы – был заложен фундамент крепости, и именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга.

Правда, тогда название крепости и города вокруг нее звучало так: Санкт-Питер-бурх. Почему Петр? Все очень просто: апостол, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, что казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря.

Вообще, Петр I при всей своей неоднозначности прекрасно понимал важность Православия. Именно православная вера для русских людей была тем фундаментом, на котором только и мог быть построен надежный дом, она даровала им осознание своей правоты, непобедимости и обещала неизменную помощь Бога во всех благих делах. Мы еще познакомимся с Александро-Невской Лаврой – православной жемчужиной Питера, что тоже была основана по инициативе Петра, который вполне справедливо считал – в столице необходим монастырь.

Но вернемся на Заячий. Одно- временно с крепостью на острове строится первый собор Санкт-Петербурга – императорский, в честь святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский. И очень быстро крепость стали называть так же – Петропавловская.

Этот собор долгое время был кафедральным, затем – придворным, императорским. В нем императоры благословлялись на царство, перед путешествием приезжали к могилам своих родителей.

Лично меня в нем поразило царское место. Ожидания увидеть там кресло для коронованной особы не оправдались! Русские цари настолько благоговейно относились к Богу, к Литургии, к молитве, что не позволяли себе на службах сидеть! Не пример ли всем нам, которым даже современные быстрые службы кажутся утомительными, и нас так и тянет присесть?

Строительство собора начали с колокольни. Государь был очень практичным человеком, он нуждался в смотровой площадке на острове, чтобы вовремя заметить приближение шведов, а колокольня для этого годилась как нельзя лучше. На ней побывало немало иностранных гостей, которым Петр лично с гордостью показывал возводившийся вокруг город.

Уже после смерти Петра на шпиле колокольни воспарил ангел с крестом, и с тех самых пор город храним и осеняем его крылами, которые в размахе целых четыре метра! Интересно, что, согласно легенде, Доменико Трезини – архитектор Петропавловского собора – создавал ангела похожим на самого Петра I. Ну что же, вполне возможно…

Ангел вознесся над Санкт-Петербургом уже после кончины императора, строительство собора тоже было закончено уже без Петра, его освятили в 1733 году, в день святых апостолов Петра и Павла при императрице Анне Иоанновне.

А вот усыпальницей российских императоров собор стал еще при Петре. Сначала в нем была захоронена его двухлетняя дочь Екатерина, в 1715 году здесь нашла упокоение жена царевича Алексея Софья, в 1717 году – сестра Петра I, а в 1718-м – сын, царевич Алексей. Рядом с ними – и сам российский император. Последнее захоронение в соборе было сделано в 2006 году – по завещанию Марии Федоровны ее прах был перевезен из Дании и положен рядом с супругом – Александром III.

К собору пристроена еще одна усыпальница – великокняжеская, она выстроена в 1908 году специально для членов императорской семьи. Все же коронованные особы нашли покой в самом соборе.

В соборе есть боковой придел св. Екатерины – в нем раньше отпевали великих князей. В нем с 1998 года покоятся останки, найденные на месте казни царской семьи. Надо сказать, что РПЦ на данный момент не признала их однозначно принадлежащими царственным страстотерпцам, доступ в этот зал ограничен, но заглянуть можно.

Аналой в Петропавловском соборе

Сейчас собор принимает гостей в двух ипостасях. Большую часть времени – как светское учреждение, ведь до сих пор он принадлежит государственному музею истории Ленинграда. И меньшую – соответствуя своему историческому назначению, как храм, в котором возносят хвалу Богу. Еще совсем недавно служб в соборе было крайне мало: в престольный праздник, на Рождество, Пасху, в дни памяти российских государей. Но в последние несколько лет ситуация изменилась: теперь собор открыт для верующих в субботу на Всенощную, в воскресенье – на Литургию, во все значимые церковные праздники также можно помолиться и причаститься в нем.

Конечно же, я не упустила такой возможности – сходить на службу в собор, где прозвучала первая молитва к Богу на этой северной земле. Чтобы понять мои ощущения, надо там побывать. В такой ранний час в крепости, кроме охраны, никого нет – только с разных сторон к мостику на Заячий остров спешат прихожане – как будто в первые христианские времена, пока весь город спит, тайно собираясь на богослужение… Да и стоять недалеко от царского места, почти физически ощущая рядом те поколения, которые столько веков с благоговением здесь молились, окидывая взглядом царственные усыпальницы, чувствуя и себя частичкой российской истории – это что-то особенное. Мне кажется, здесь как нигде больше чувствуется вневременность Церкви и ее соборный характер.

Можно еще много написать про Петропавловский собор. Внешне – без излишеств, он весь устремлен в небо. А внутри необычный позолоченный иконостас в форме Триумфальной арки – такого вы больше нигде не увидите. На нем есть даже щиты и скрещенные мечи – тоже задумка Петра с политическим оттенком, как напоминание о победах России в Северной войне. Совершенно уникальны резные царские врата, а еще ваш взгляд наверняка выделит из общего интерьера кафедру проповедника, на которую ведет лестница. Именно с нее, а не с солеи, как мы привыкли, священник в прежние времена произносил проповедь. Можно вспомнить про соборные часы-куранты, играющие российский гимн «Боже, царя храни!», и карильон из 51 колокола, на одном из которых написано – «Да звонит сей колокол во славу России».

P.S. На самой территории острова есть еще очень много интересного – полтора десятка музеев (просто обязательны к посещению музей истории Петербурга и истории тюрьмы Трубецкого бастиона), разнообразные выставки и экспозиции, интереснейший магазин действующего монетного двора, экскурсионный маршрут по крыше Невской куртины. Даже просто погулять по территории, поразглядывать зайцев, фигурок которых на острове множество, послушать карильонный концерт доставит вам много удовольствия. И когда будете в крепости, обратите внимание на свинцового двуглавого орла, который нашел свой приют над аркой Петровских ворот. Его вес почти 1400 кг! В петровское время он являлся не только гербом Российской империи, но и зримым символом побед русской армии. Так вот, в советское время как ни старались, так и не смогли этот символ убрать, уничтожить. Так и пришлось просто закрыть его щитами, как оказалось – до поры до времени.

Галина Смирнова

Фото автора

(Продолжение следует)

«Колокол Севера» №4(87) август 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *