Петербург – далекий и близкий

(Продолжение. Начало в КС № 4 (87) 2019 г.)

Еще одной небесной покровительницей Петербурга является сама Божия Матерь – Ее образ Казанский. По преданию, Петру I предрекли, что нога врага не ступит на землю города до тех пор, пока русские люди будут усердно молиться перед этим образом в Северной столице.

Действенное заступничество Божией Матери проявлялось не раз. Этот образ был с Кутузовым в походе, на полях сражений, им благословляли воинов перед Бородинской битвой. Во время Второй мировой войны фашисты так и не смогли переступить линию крестного хода, по которому пронесли чудотворную икону Казанской Божией Матери. Этот образ и сейчас хранит город, каждый из гостей Санкт-Петербурга обязательно приходит ему поклониться в Казанский кафедральный собор.

Интересно, что первоначально на месте Казанского собора стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы – первая православная церковь на Невском проспекте, и именно в ней был тот самый чтимый образ. Когда же в 1811 году построили собор, церковь разобрали. После 1812 года именно сюда свозят трофеи, полученные в войне: штандарты, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. Когда же в храме хоронят фельдмаршала Кутузова, он окончательно становится символом победы нашей России над наполеоновской Францией.

Поскольку он является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии, здесь ежедневно идут службы. Но лично мне молиться в нем показалось некомфортно: слишком много случайных людей, туристов, которых наша святыня интересует только с культурной или исторической точки зрения.

Исаакий Далматский

Петр I родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Почитая его, император способствовал возведению церкви в честь святого практически сразу после основания Петербурга и вскоре обвенчался в ней с Екатериной I. То здание Исаакиевского собора, к виду которого мы привыкли – уже четвертая постройка.

История возведения собора очень интересна, если вы пойдете на экскурсию, то будете постоянно слышать слово «самый». И строился он дольше всех соборов в городе, и на золочение его купола пошло больше всего золота по сравнению с другими, и по стоимости он был самым дорогим храмом в Европе (обошелся российской казне в 23 миллиона рублей!), и освящение его (на которое, между прочим, даже билеты продавались) было самым длительным в истории церкви – целых семь часов, и во- обще это самый большой православный храм Петербурга, а среди мировых соборов занимает четвертое место! Исаакиевский собор с полным правом можно назвать богатейшей сокровищницей драгоценного камня – для украшения его интерьера было использовано больше 400 кг золота, 500 кг лазурита, 1 тысяча тонн бронзы, 16 тонн малахита.

А еще, наверное, это собор, который в советские времена посещал каждый гость Ленинграда – ведь именно в нем располагался антирелигиозный музей с самым большим маятником Фуко. Бронзовый маятник до сих пор можно увидеть в соборе, как и место его крепления к куполу – там сейчас располагается фигурка голубя, символизирующего Святой Дух.

В соборе три алтаря. Главный посвящен прп. Исаакию, левый – вмч. Екатерине, а правый – благоверному святому князю Александру Невскому. В соборе можно поклониться драгоценной святыне – чтимому списку Тихвинской иконы Божией Матери, поучаствовать во всенощных службах и Литургии, послужить соборно акафист Божией Матери и благоверному князю Александру Невскому.

И если вы там будете, постарайтесь уловить следы ароматных благовоний, которые источают пластинки из малахита, что на колоннах у главного алтаря. Оказывается, при строительстве их скрепляли особым составом на основе миро. Вот его-то аромат и дошел до наших дней!

Спас-на-Крови

Наверное, нет ни одного человека, который, побывав в Санкт-Петербурге, не посетил бы это знаковое место – храм Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови. Второе название этого храма объясняется очень просто, также как и его необычное расположение – он выходит за пределы набережной канала Грибоедова. Дело в том, что собор построен в память трагической гибели императора Александра II, который погиб от руки террориста, и расположен именно на том самом месте, где это все случилось. Внутри самого собора остался нетронутым тот кусочек мостовой, где пролилась кровь отменившего крепостное право российского самодержца, а сам собор построен полностью на народные средства – сбор был организован по всей России.

Потрясающе, но собор с такой уникальной, неповторимой архитектурой в конце тридцатых годов собирались взорвать. И если бы не начавшаяся Великая Отечественная война, остановившая работу взрывников, то не пришлось бы нам сейчас любоваться на купола собора…

Впрочем, и внутри храма есть на что полюбоваться, его интерьер по праву можно назвать уникальной коллекцией мозаик русских мастеров.

Интересно, что этот храм изначально не был приходским, находился на государственном содержании, и службы в нем были крайне редко – только в память о погибшем императоре. Такая же ситуация и в наше время. Поскольку храм входит в музейный комплекс, службы в нем проходят нечасто. Несколько лет назад это были только всенощные по субботам и Литургии по воскресеньям, а теперь Литургии еще иногда служатся и по будням. На это время вход для туристов в храм закрывается.

Один из моих приездов в Санкт-Петербург пришелся на пасхальный период. Я приехала на службу в Спас-на-Крови, среди потрясающей красоты помолилась Богу и вместе со всеми прихожанами во главе с настоятелем храма о. Сергием вышла на крестный ход. А вокруг ограждения уже толпы туристов! Прошли мы как положено, о. Сергий громко прочитал Евангелия, обильно покропил нас святой водой, а в конце и говорит алтарникам: «А давайте-ка к нашим гостям пойдем, видите, стоят, ждут, когда и их покропят – привыкли уже, поди, за столько дней-то пасхальных!». Так поделились весельем и радостью с туристами.

Сампсониевский собор

Узнав, что в музейном комплексе «Исаакиевский собор» есть еще один храм, во имя неизвестного мне тогда святого – Сампсония Странноприимца, и в нем тоже идут службы, я решила туда съездить. Красота и история храма меня поразили.

Он тоже был основан Петром I в ознаменование победы русской армии в Полтавской битве. Храм стал благодарностью императора за небесную помощь в этом сражении, а поскольку победоносное сражение произошло в день памяти святого Сампсония, то и храм посвятили ему.

Историческая память бережно хранится – на фасадах храма есть памятные доски с обращением императора к своим воинам до сражения и после. А напротив колокольни храма, через дорогу – памятник и самому царю-победителю – Петру I. Все это появилось в год празднования двухсотлетия Полтавской битвы, в 1909 году.

Мне показалось любопытным, что четыре более мелкие главки храма надстраивались значительно позже возведения основного купола – почти через 60 лет. А потому и окошки, которые снизу нам кажутся настоящими, совсем таковыми не являются, они бутафорные, нарисованные.

Еще один интересный факт: именно здесь появилось первое общегородское кладбище в Петербурге – Сампсониевское, до этого усопших хоронили около своих домов или около приходских церквей. Инициатором его организации тоже выступил царь, по преданию, он сказал, что, поскольку в Петербурге люди пришлые, странники, то и покоиться им лучше под молитвенным покровом Сампсония Странноприимца. На этом кладбище захоронены многие известные архитекторы питерских шедевров, и Доменико Трезини – в их числе.

В 1740 году около храма были погребены три дворянина, обвиненные в заговоре против Бирона, который, как известно, был «правой рукой» Анны Иоанновны во время ее правления. История свидетельствует о том, что нередко Анна Иоанновна, подписывая по настоянию Бирона смертные приговоры своим верноподданным, обливалась слезами, но подписывала. Вся Россия, весь народ и дворянство были недовольны и роптали. Возник кружок Волынского, на заседаниях которого дворяне пытались разрабатывать меры противостояния влиянию Бирона на жизнь России, готовили проекты по улучшению в стране торговли, образования. Конечно же, Бирону доносили о существовании кружка. Чувствуя опасность, которую патриоты России могли принести лично ему, Бирон добился ареста Волынского и его сторонников. Двое из них – Хрущов и Еропкин – вместе с Волынским были казнены, а остальные сосланы на каторгу. Памятник «Врагам Бирона», который стоит около храма (по повелению Екатерины II), обозначает не саму могилу русских дворян – ее место, к сожалению, сейчас точно неизвестно. А вот сама эта история, возможно, известна и вам – из романа В. Пикуля «Слово и дело».

Зайдя в храм, очень трудно сдержать вздох восхищения – настолько прекрасен иконостас его главного придела – пятиярусный, резной, весь в золоте. И это родной иконостас собора. Его можно разглядывать бесконечно! И увидеть ангелов, у которых в руках все предметы казни Господа: гвозди, молоток, крест, даже лесенка…

В храме можно поклониться частичке мощей самого святого Сампсония, а еще в нем есть уникальные иконы. Например – коронование Божией Матери или Лицевые святцы (писаный православный календарь с клеймами, на которых поименованные святые на каждый день года). А еще можно увидеть роспись образа, с которым шли в Полтавскую битву полки – Каплуновско- Казанской Божией Матери, к сожалению, сам оригинал иконы утерян.

Собор просто завораживает, ангельское пение хора так органично звучит в этой красоте, из собора вообще не хочется уходить!

В 2017 году он был передан Церкви, и теперь богослужения в нем идут по обычному расписанию: каждый день – Литургии, накануне воскресенья и праздников – всенощные. Не пожалейте своего времени, приезжайте на службу в этот собор – вы долго будете находиться под впечатлением его волшебства! Тем более, что рядом Сампсониевский сад, в котором очень приятно погулять!

Как добраться

Казанский кафедральный собор

Вам надо доехать до станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», из метро выйти на канал Грибоедова, собор будет перед вами.

Исаакиевский собор

Ваша цель – метро «Адмиралтейская», выйти из станции и идти налево, до пересечения с Малой Морской улицей. По ней пройти налево 2 квартала и через пять минут окажетесь на Исаакиевской площади, где и стоит собор. Немного дальше до собора идти от станций метро «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Из метро выходите на Сенную площадь и идете по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, затем поворачиваете налево и через 100 метров увидите собор. Вообще, золотой купол собора заметен издалека, так что заблудиться не должны!

Спас-на-Крови (на фото)

Надо доехать до станции метро «Невский проспект», потом выйти на канал Грибоедова, подойти к нему и посмотреть направо. Увидите необычайно красивые купола собора – вам туда!

Сампсониевский собор

Доехать до станции метро «Выборгская». После выхода из метро повернуть направо и дойти до Сампсониевского сада. Можно прогуляться по нему, в его конце вы выйдете к собору, а можно – вдоль него, по ул. Гренадерской. Идти недалеко, минут пять.

Галина Смирнова

Фото автора и сайта spas.spb.ru

«Колокол Севера» №5(88) ноябрь 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *