Благодать Волховского лета

волхов ибля смирнов12 сентября  в Санкт-Петербурге проходит масштабный крестный ход в честь общегородского и церковного праздника – Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. И в этот день мы решили вспомнить материал нашего автора Александра Захарова. который был участником этого грандиозного события. В своей статье он делится впечатлениями о крестном ходе и о других паломнических поездках.

Раньше мы  проводили каждое лето на даче нашей дочери Надежды в городе Волхове. Места здесь благодатные не только с точки зрения плодородия земли, но и для очищения души. Здесь мы не просто занимаемся сельскохозяйственными работами, но и постоянно посещали христианские святыни Ленинградской области. Там, где мы жили, на высоком берегу стоит храм Архангела Михаила, а в пятнадцати минутах езды, в поселке Плеханово, расположена церковь Ильи Пророка. За время, проведенное здесь, нам удалось посетить много святых мест, которые сосредоточены вблизи Волхова.

Это Тихвинский Богородичный Успенский, Антониево-Дымский, Введено-Оятский и Николо-Медведский монастыри, источник Казанской Божией Матери в д. Мелекса. О наших впечатлениях от этих паломнических поездок мне захотелось рассказать читателям газеты «Колокол Севера».

Идем к Александру Невскому

После воскресной службы в храме Михаила Архангела с радостью читаю объявление о поездке в Санкт-Петербург для участия в общегородском праздничном крестном ходе в день памяти небесного покровителя северной столицы святого князя Александра Невского. Это мой святой от крещения, поэтому я сразу же после службы прошу благословления на участие в этом празднике у настоятеля храма отца Андрея. Никаких финансовых затрат от паломников не требуется, все расходы на себя взяла Санкт-Петербургская епархия.

Отъезд группы был назначен на 4 часа утра. Мне пришлось добираться до места сбора пешком по железной дороге и лугам. Ходьба заняла около 50-ти минут, погода была великолепной, щебетали проснувшиеся птицы, а я по пути читал утренние молитвы.

Нам подали большой комфортабельный автобус, собралось нас всего 19 человек. Компания подобралась дружная. О возрасте участников можно судить уже по тому, что ко мне, 66-летнему мужчине, в течение всей поездки обращались не иначе как «молодой человек»! Меня не раз поражали стойкость духа, терпение и силы этих милых бабушек, способных без труда преодолевать все трудности, встречающиеся на пути.

Автобус мчался по трассе «Волхов – Санкт-Петербург» в лучах восходящего солнца под небом, покрытым редкими облачками. Над речками поднимался густой туман, который постепенно развеивался. Настроение было приподнятое.

Въехали в Санкт-Петербург около 9 часов утра, на Невском проспекте шли приготовления к шествию, эвакуаторы отвозили машины, припаркованные не по правилам, расчищая улицу. При подходе к Казанскому кафедральному собору все чаще стали попадаться волонтеры в синей форме, которые раздавали прохожим карточки участников, программу праздника, иконки благоверного князя и книжки с акафистом святому Александру Невскому.

В самом соборе с 7 часов утра проходила Литургия. Часть территории вокруг была отгорожена, на ней собирались священники в ярких облачениях с крестами, хоругвями и иконами. Отдельно стояли группы казаков, представителей Новороссии и различных организаций с соответствующими флагами и атрибутикой. Царила праздничная атмосфера, слышались песнопения, мы были наполнены чувством ожидания чего-то величественного и торжественного.

Фото журнала "Фома"

Оказывается, праздник был учрежден императрицей Елизаветой Петровной 12 сентября 1743 года. До 1917 года в северной столице он был выходным днем. Последнее в истории епархии советского времени молитвенное шествие в память Александра Невского прошло в 1921 году, после чего традиция прервалась. И только 300-летний юбилей Александро-Невской Лавры в 2013 году дал толчок к возрождению былой традиции, когда-то бережно хранимой поколениями простых горожан, основателями Петербурга, устроителями Российской империи и Церковью.

Общегородской крестный ход состоял из двух частей – большой от Казанского собора до площади Александра Невского, которую возглавлял архиепископ Петергофский Амвросий, и малой от Троицкого собора Александро-Невской Лавры, которую возглавлял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Во главе большого крестного хода пронесли чудотворную Казанскую икону Божией Матери, а малого – мощи святого благоверного великого князя Александра Невского.

Ровно в 10 часов раздался колокольный звон и шествие началось. За Казанской иконой Божией Матери по Невскому проспекту прошли в несколько рядов хоругвеносцы и представители духовенства. Затем на проспект вышли все остальные участники. Появилась возможность вливаться в колонну прямо с тротуара, чем мы незамедлительно воспользовались. Перед нами во время всего шествия ехала машина с громкоговорителями, из которых звучали соответствующие празднику песнопения, подпевать им было очень приятно. Мне показалось, что весь Невский проспект поет: «Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас»! Такое же мощное хоровое исполнение буквально взлетало к небу как при пении «Символа веры», так и при молитвах «Отче наш» и «Достойно есть».

Вдоль всей колонны шли волонтеры, а она протянулась на такое расстояние, что конца и края не было видно. Потом я узнал, что в шествии приняли участие около 100000 человек, 150 волонтеров и более 200 представителей духовенства. Мы прошли площадь Восстания, Московский вокзал. На зданиях были подвешены экраны, на которых транслировались основные моменты шествия. Начало колонны уже подошло к площади Александра Невского, где в его честь должен был быть отслужен торжественный молебен. Короткие остановки из-за сужения улицы дали небольшую передышку ногам. На всем пути крестного хода стояли звонницы, колокола которых играли неповторимые звонкие мелодии. На другой день в Петербурге должен был состояться фестиваль «Невские звоны», и его участники радовали нас своим искусством.

Когда мы подошли к площади, молебен уже начался. Нас встретил батюшка Станислав (священник храма Михаила Архангела г. Волхова). Он подобрал нам удобное место на тротуаре, где можно было наблюдать ход молебна на большом экране, что помогло нам влиться в торжественную атмосферу празднества. Казалось, благодать сходила с неба на наши головы и плечи, ход времени не замечался.

По дороге домой мы делились впечатлениями, я прочитал весь акафист из подаренной книжечки, а потом вновь переживал яркие моменты этого праздничного  дня. На душе и на сердце было светло и легко, все мне сегодня благоприятствовало, даже маршрутный автобус в Волхове, на который я сел, чтобы добраться в свой район, подошел моментально. Еще я вспомнил, что утром, выходя из дому, забыл очки и за ними пришлось возвращаться. Ничего плохого из-за этого возврата не случилось, что для меня только подтвердило глупость примет, которых боятся неверующие. Все страхи, сомнения и усталость во мне были вытеснены чувствами выполненной задачи и исполнения собственной мечты: я прошел крестный ход в честь моего святого!

Омой, Богородица, грехи мои!

На дороге между городами Волхов и Тихвин есть незаметное ответвление с указателем «д. Мелекса». В поездку сюда в августе 2011 года меня пригласили мои добрые соседи из г. Волхова. От них я узнал, что рядом с этой деревней есть святой источник Казанской иконы Божией Матери. Они же и рассказали мне по дороге, что вода в источнике является целебной, что особенно ее хорошо применять при кожных заболеваниях, но благодать и исцеление от нее приходят только через молитвы, а сама вода святого источника является лишь проводником Божией благодати.

История появления этого святого источника в Мелексе доподлинно неизвестна. Народные предания говорят, что несколько веков назад здесь ушла под землю церковь или часовня, а на ее месте забил святой источник. В советское время источник несколько раз пытались закопать, а существующую часовню снесли. Но, несмотря на все усилия атеистов, вода родника неизменно пробивалась наружу. Самое удивительное, что я отметил при посещении этого святого места, что уровень воды в колодце зрительно гораздо выше уровня протекающей рядом реки Сясь, и вопреки физическому закону сообщающихся сосудов этот уровень не уменьшается. Вода источника собирается в святом озерце и проистекает в виде ручейка, впадающего в реку.

К источнику ведет одноколейная грунтовая дорога, поэтому разъезды встречных машин затруднены и возможны только в некоторых расширениях. Места очень красивые: цветущие луга, кудрявые березы, небольшие лесные островки. Уже здесь чувствуется засилье разрастающегося борщевика, подступающего порой к самым краям дороги. Машины обычно оставляются на площадке в километре от источника, дальше идут пешком. Приближаясь к источнику, сразу отмечаешь, как бережно заботятся о благоустроенности этого святого места: сделаны аккуратная деревянная беседка для отдыха, чистенький туалет, нигде не видно мусора. Все встречающиеся люди несут с собой воду, всегда здороваются, вид у них одухотворенный и  торжественный.

По узенькой тропинке подходим к самому источнику, вот столб с Казанской иконой Божией Матери, а потом появляется часовенка, которая всегда открыта для паломников, в ней все предусмотрено для моления. Эта часовня была построена в 1996 году и освящена 7 июля во славу иконы Божией Матери «Казанская». Рядом с ней расположено старое кладбище д. Мелекса. Видно, что за многими могилками люди еще ухаживают. По ступенькам спускаемся к самому святому источнику, на столах разложены ведра, ковши, воронки, немного в стороне две кабинки для обливания.

Сам источник оформлен в виде Святого озерца – деревянного сруба размером 3 на 3 метра и глубиной около метра. Но эта глубина обманчива. Я сам в поездке на источник в 2012 году стал свидетелем такого случая. Один мужчина из волховских паломников случайно уронил в колодец мобильный телефон, и сколько бы мы ни присматривались, на дне его вообще не было видно, несмотря на исключительную прозрачность воды. Одна из местных женщин, глядя на попытки мужчины достать телефон, сказала ему: «Это бесполезно, колодец этот дна не имеет, наши мужики даже веревкой глубину не сумели вымерять!».

Набираю воду и переношу три ведра к кабинке. Знатоки проинструктировали нас, что для того, чтобы почувствовать чудесное воздействие воды в Мелексе, непременно нужно трижды облиться из этого источника. Раздеваюсь, последовательно с короткой молитвою «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» выливаю на себя с самого верха три ведра. При этом замечаю в себе какие-то совершенно возвышенные ощущения, словно Божия Матерь окутывает меня незримым покровом. При выходе из кабинки (нас предупредили, что вытираться полотенцем ни в коем случае не надо) чувствуешь в теле особую теплоту, как будто к нему прикоснулись добрые и ласковые руки, а капли настоящей живой воды вдохнули в тебя новые жизненные силы. Кстати, эти ощущения, особенно жар в ступнях ног, сохранялись потом в течение всей обратной дороги.

В последнее время я ежегодно бывал в этих святых местах. В 2015 году с нами поехала старшая дочь со своей семьей. Со мной в этот раз обливался и внук Валерий. Я рад, что многие мои близкие к нынешнему времени уже прикоснулись к этой святой воде, к дару доброй любви Божией Матери. Расставаясь с Мелексой, всегда ощущаешь эту любовь не только в сокровенном мягком очаровании всей окружающей природы, но и в чудесной силе воды из святого источника, стараешься как можно дольше сохранять эти чувства в своем сердце.

Александр Захаров.

Фото Ильи Смирнова.

КС №3(68) 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *