Первый благочинный земли Коми

Копия IMG_0016

Чудесным образом в руки мне попали замечательные снимки, на которых изображены священник Владимир Жохов, его супруга и друзья семьи. Их передал для редактора газеты «Колокол Севера» неизвестный мужчина. И этот неожиданный подарок сподвиг меня на написание серьезного материала об удивительном человеке, замечательном священнике.

То, что снимки эти уникальны, я понял сразу, когда увидел на них рядом со священником народного артиста РСФСР Н. К. Печковского (лучшего драматического тенора того времени), отца Владимира в кругу семьи и друзей великого певца И. С. Козловского. Среди подаренных фотографий был и официальный снимок, на котором представлен Собор православного духовенства 5-го благочинного округа Архангельской епархии (Коми АССР, 1959 год). На тот момент о. Владимир Жохов был благочинным этого округа.

Копия Портрет отца Владимира Жохова, работы скульптора Владислава Мамченко

Среди фотографий оказался рисунок, подписанный самим Владимиром Платоновичем Жоховым. Надпись гласит: «Вот такой бюст работы скульптора Владислава Мамченко подарили мне наши друзья 1 мая 1960 года».

Рисунок изумительный по точности и скупости деталей. Здесь нет ярко выраженных линий, поясной портрет выполнен штрихами, вследствие чего весь образ приобретает какую-то неземную легкость и законченность. Перед нами мыслитель, поэт, богослов, но отнюдь а не просто священнослужитель, каким был в реальной жизни протоиерей Владимир Жохов. Скульптор очень точно ухватил именно эту линию в образе священника, он сумел понять, что за глыба, что за человечище находится перед ним, и поэтому как талантливый мастер не смог пропустить такую натуру, хотя прекрасно понимал, что богоборческая власть  не погладит его по голове за эту работу. Шел 1960 год, это был период так называемой хрущевской оттепели, когда рушили храмы, закрывали семинарии, увольняли и изгоняли священников, не редки были случаи и заключения в лагеря и тюрьмы. И Владислав Мамченко, прекрасно понимая, к каким последствиям может привести его работа, тем не менее нашел в себе мужество запечатлеть священнослужителя в камне.

Сам Владимир Платонович тоже был талантливым художником, но выбрал иную стезю, а земля Русская и Коми в частности приобрели выдающегося духовного пастыря.

Случилось так, что к данным фотографиям я вернулся спустя почти три года. По мере того, как накапливался материал об этом удивительном человеке Владимире Платоновиче Жохове и его семье, все в большей степени меня охватывало желание отобразить свои мысли и систематизировал тот материал, который я собрал о священнике.

Владимир Платонович Жохов родился 17 мая 1917 года в селе Челмохта Холмогорского района. Родители Владимира — отец Платон Матвеевич и мать Анна Никитична — были глубоко верующими людьми.

В 1934 году семья перебралась в Ленинград, где год спустя отец Володи был арестован и осужден по 58-й политической статье. Из лагерей вернуться ему было не суждено, погиб в Сибири в 1943 году.

С самого раннего детства Владимир знал, кем он станет, когда вырастет. Все свободное время отрок проводил в церкви. Мальчик часто болел и досуг проводил в одиночестве, из подручного материала мастерил макеты церквей и играл в богослужения, представляя себя священником.

В Ленинграде юноша решил пойти по стопам отца, поступив в мастерскую народного художника СССР А. И. Лактионова. На хлеб зарабатывал кинорекламой, сооружал механические макеты героев фильмов. По воскресным же дням служил в храме иподиаконом.

В 1939 году его призвали в армию. Служил на западной границе. 22 июня 1941 года пограничники первыми приняли на себя удары врага. При отступлении 7 августа уже возле Днепра Владимир Жохов был тяжело контужен разорвавшимся снарядом.

Четырнадцать суток в госпитале он лежал без сознания, но все-таки выжил, молодой организм поборол смерть. Демобилизовали Владимира Платоновича с инвалидностью второй группы. В Ленинград к родным пробиться не удалось, но Владимир сумел добраться до Архангельска, где стал служить чтецом в Свято-Ильинском кафедральном соборе.

В апреле 1942 года в Архангельск вывезли его родных из блокадного Ленинграда. Владимир выходил мать и сестру. Летом того же года они уехали в родную Челмохту, где весной 1943 года он женился на Елизавете Ивановне Болотовой, медработнике из города Владимира. Вскоре вся семья переехала во Владимир, на родину Елизаветы Ивановны. Здесь Владимир Платонович служил иподиаконом в Успенском кафедральном соборе. Его вера, труд во славу Господа заслужили доверие епископа Владимирского Онисима. В 1945 году В. П. Жохов сопровождал владыку на Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Патриарх Алексий I.

В том же году Владимир Платонович с домочадцами вернулся на Север. Епископ Архангельский Леонтий в августе рукоположил его во диакона, а через несколько месяцев — во пресвитера. Давняя мечта сбылась.

С 1950 года о. Владимир Жохов служил в Коми АССР. Его усилиями в республике был образован благочинный округ, началось оживление церковной жизни. Когда отец Владимир приехал в Коми край, там был только один храм с штатом для одного священника, а в 1961 году, когда он покидал благочиние, в республике было четыре действующих храма и пятеро священников.

Батюшка Владимир, приехавший служить в Свято-Казанский храм в местечке Кочпон, стал едва ли не самым популярным человеком в Сыктывкаре. Потомок древнего рода, ведущего родословную с 1317 года, был образованным, интеллектуальным и очень обаятельным человеком. Это привлекало к нему верующих, число которых за его десятилетнее пребывание в Коми крае заметно выросло, укрепилось и положение Церкви.

Священник стал частым гостем и в общей мастерской скульпторов В. Мамченко и Ю. Борисова. Сюда частенько на огонек заходили поэт В. Кушманов, актриса Н. Суркова, музыканты. Здесь и родился портрет священника Жохова, который Мамченко подарил своему герою на память.

Скульптора «заинтересовал сам тип человека», его исключительность как представителя священства, носителя традиций интеллигенции XIX – начала XX вв. Портрет священника в облачении был выполнен в 1959 году, впоследствии подарен отцу Владимиру, которому он очень понравился (в архиве семьи художника сохранились две фотографии этой работы).

Пожилые горожане помнят батюшку, он органично вписался в культурное общество Сыктывкара, стал своим не только для интеллигенции, но и для простых жителей. Как участник Великой Отечественной войны, боевой офицер, орденоносец он смело на равных общался с представителями Советской власти, что многим из них не нравилось.

В архивном фонде уполномоченного по культам в Коми АССР, рассекреченном в 1991 году, сохранилось несколько документов того времени. Впервые имя Владимира Платоновича Жохова упоминается 6 сентября 1950 года в связи с запросом в КГБ – просьбой проверить его личность на предмет регистрации его настоятелем сыктывкарского Свято-Казанского храма вместо Вишерского М. Ф.

Едва приступив к делам, новый батюшка обратился к властям за разрешением на ремонт храма и ограды (в декабре 1951 года), из чего был сделан вывод, что священник приехал «беспокойный». Отец Владимир продолжает нововведения, например, «набирается смелости» просить у властей повесить внутри храма тексты молитвы «Отче наш», «Символа Веры», заповеди Десятисловия и Блаженств.

В первый год он совершил 1194 крещения, 953 отпевания, 46 браковенчаний, из года в год эти цифры росли, что заставило уполномоченного Е. Рочева написать Председателю Совмина республики 3. Панову фискальную справку, более похожую на рапорт о «социалистических завоеваниях», чем на донос: «Положение церкви за последние годы в Коми АССР значительно укрепилось, особенно после приезда священника Жохова... Чтобы обеспечить существование церкви, Жохов принимает всевозможные меры по укреплению церкви, ведет решительную борьбу за изжитие склок между духовенством и церковными исполнительными органами... За усердную службу, примерное поведение и труды по строительству церкви Архиереем награжден «набедренником», «Бархатной фиолетовой скуфьей» и «Бархатной фиолетовой камилавкой». За отлично-усердное и ревностно-полезное служение церкви Патриархом награжден «Золотым наперстным крестом» и «Саном Протоиерея»...».

Год спустя против Жохова возбуждается уголовное дело за «незаконное приобретение стройматериалов для Казанского храма». Действительно, в то время любая оптовая закупка материалов без санкции властей считалась незаконной. Но дело закрыли. Причиной тому, наверное, были дружеские связи Жохова и его авторитет в городе.

Рост числа верующих и популярность благочинного в народе всерьез обеспокоили руководство республики. В докладе за 1959 год сообщается: «...Верующие приносят ему буквально все – продукты питания всех видов... Увеличилось количество исповедей... За последние десять лет доходы церкви в Коми увеличились в 7 раз, количество крещений – в 5 раз, венчаний – в 11 раз».

Уполномоченный Е. Рочев выискивал любую возможность, чтобы уличить священника, и поводы для этого были. Например, отец Владимир решился на небывалое: стал проводить «соборы», общие собрания верующих, хотя по закону разрешалось собирать только церковную «двадцатку». В церкви отец Владимир организовал кассу взаимопомощи, занимался благотворительностью сам и благословлял на это других. В ответ на донос в Москву уполномоченный получил инструкцию: «Церковь не должна заниматься благотворительной деятельностью, выдавать из церковной кассы «бедным» и нуждающимся. Вам необходимо поговорить с благочинным и предупредить, чтобы церкви республики прекратили такую деятельность».

Вскоре уполномоченным Е. Рочевым был составлен секретный доклад, который, видимо, и решил судьбу благочинного.

За годы служения в нашей, тогда территориально огромной епархии отец Владимир сумел выполнить многое: построил первую (деревянную) церковь в Мурманске, благоустроил до того закрытый храм в Котласе, служил в Кочпоне близ Сыктывкара, при отце Владимире были открыты два молельных дома — в Ухте и Айкино, церковь Вознесения в селе Ыб. За эти же годы он окончил Ленинградскую духовную семинарию.

Отца Владимира назначили благочинным пятого округа Архангельской епархии по Коми АССР.

В 1961-1978 годах отец Владимир — клирик Пермской епархии, служил в Троицком кафедральном соборе Перми, был назначен ключарем собора.

Усердные труды отца Владимира на благо Церкви Христовой были много раз отмечены. Он удостоен митры, орденов святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского, креста с украшениями и других церковных наград. В 1978 году (по другим сведениям, в 1977-м) батюшка вышел за штат, но еще немало лет посильно помогал причту собора за богослужениями.

Перед своей кончиной батюшка последний раз навестил милый его сердцу Коми край. 23 сентября 1988 года отец Владимир Жохов отошел ко Господу.

Николай Лудников.

В данной статье использованы публикации: «Гранитная музыка», Ольга Орлова, научный сотрудник Национальной галереи РК, газета «Республика», № 31 (3945) от 27 февраля 2009 года; «Владимир Платонович Жохов», Нина Орлова, газета «Духовный сеятель», № 4, апрель-май 2005 года (сайт села Емецк Архангельской области); «Беспокойный священник», М. Сизов (сайт села Емецк Архангельской области); «Храмовый юбилей», Артур Артеев, газета «Молодежь Севера», № 15 от 12 апреля 2007 года.

1

На фотографии «Собор православного духовенства 5-го благочинного округа Архангельской епархии (Коми АССР) 1959 год» изображены:

- протоиерей Афиноген Образцов (Ухта, Стефановский молитвенный дом); благочинный православных церквей по Коми АССР и настоятель Свято-Казанской соборной церкви в Кочпоне протоиерей Владимир Жохов; протоиерей Михаил Вишерский, село Кочпон; священник (заштатный) Александр Налимов; священник Сергий Паршуков (село Айкино, Преображенский молитвенный дом); священник Илия Субботин (село Ыб, Вознесенский храм); священник Иоанн Холопов (село Кочпон); диакон Николай Барбаза (село Кочпон).

Копия IMG_0010

Родословная Владимира Платоновича Жохова

Задавшись целью восстановить свою родословную, Владимир Платонович, бывало, в свободное от службы время часами в разных архивах просиживал. И проследил-таки род свой до времен Сергия Радонежского. Оказалось, что один из пращуров его — Родион Иванович Квашня — был воеводой в рати костромичей у Дмитрия Донского и сражался с Мамаем на поле Куликовом. Не менее героической была судьба и Николая Эрастовича Жохова, принимавшего участие в войне 1812 года. Есть в роду Жоховых и такая яркая личность, как гидрограф лейтенант Алексей Николаевич Жохов, первооткрыватель двух островов в Северном Ледовитом океане. Один из этих островов теперь так и называется в его честь — остров Жохова. Дед отца Владимира Матфей Дорофеевич Жохов был мастером на знаменитом Путиловском (ныне Кировском) заводе. За свой самоотверженный труд был он удостоен звания «Почетный гражданин России». Вместе с ним на Путиловском работали и трое его сыновей: Евдоким, Семен и Платон.

Храмы засияли множеством огней —

Радостных дождались христиане дней!

И единодушно славят их уста

Смерти победителя Господа Христа.

Торжество победное понеслося вдруг

От востока к западу, с севера на юг.

С колоколен дивный раздается звон —

Всех о светлом празднике извещает он.

Озаряет солнце мирные поля,

Славят Воскресение небо и земля.

Красоту небесную трудно передать!

Разлилась широко Божья благодать.

Евангельская радость наполняет свет,

Слышится повсюду праздничный привет!

Акростих священника Владимира Жохова, 1946 год.

КС №2(67) 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *