Военные дороги Евдокии

Копия Бабушка_01

Все ближе великий день Победы русского народа в Великой Отечественной войне – 9 Мая. Прошел уже 71 год со времени, когда прогремели салюты в честь окончания самой кровопролитной войны в истории человечества. И с каждым годом становится все меньше участников этой грандиозной битвы, ветераны уходят в мир иной, унося с собой воспоминания о том героическом времени. Очень важно патриотам своей Родины не дать забыть этот великий подвиг наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, донести до молодежи правдивую историю о том, что произошло далекие семь десятилетий назад.

Поэтому так ценны в настоящее время воспоминания участников Великой Отечественной войны, на плечи которых безмерной тяжестью выпала громадная ответственность и обязанность – защитить свою страну от фашистской заразы, от тех нелюдей, которые намеревались стереть с карты планеты страну под названием Русь, Россия, СССР.

Сегодня мы хотим рассказать о славной судьбе одной жительницы Ухты, фронтовички, которая в далеком 1942 году была призвана в ряды Советской Армии на защиту своего Отечества. У нее необычная судьба, как, впрочем, и у всех живших в то суровое время.

В тот год Евдокия Павловна Григорьева (в девичестве Тельнова) трудилась в столовой при военной академии. 9 мая она, как военнообязанная,  получила повестку из военкомата. А уже 20 мая молодую девушку направили учиться на шофера в далекую Башкирию. После окончания трехмесячных курсов всех выпускниц училища отправили пароходом в Краснодар.

По прибытии на место переоделись в красноармейскую форму, и каждая из новоиспеченных водителей получила  машину – легендарную «полуторку».

Военные дороги Евдокии начались с города Геленджика. Жили в землянках, поскольку вражеская авиация разбомбила все жилые дома в городе. Работать приходилось под постоянными бомбежками, самолеты Люфтваффе охотились за  машинами, которые перевозили топливо, снаряды и продукты питания на фронт. Приходилось быть всегда начеку, как только становился слышен звук работающего мотора самолета или «стервятник» появлялся в небе, машину приходилось останавливать и бежать подальше, стараясь найти укрытие, прятаться в траншею, в кусты или под мост.

Колес не хватало, и на полуторку вместо четырех задних устанавливали два, что снижало грузоподъемность автомобиля.

Ремонт доверенной техники приходилось делать самостоятельно, особенно тяжело было менять и перебортировать тяжеленные колеса. Работа продолжалась и в дождь, и в снег, и в мороз, и в жару. Поблажек никому не давали, страна напрягала все силы, в народе был великий патриотический подъем, жили под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!».

Покрышек от полуторки не хватало, приходилось заменять их ЗИСовскими, они гораздо тяжелее, а ведь нужно было размонтировать и смонтировать колесо, и помощи ждать было неоткуда. Все приходилось делать своими женскими руками.

До сих пор ветеран вспоминает, как однажды ехала через горную гряду: «В машине погас свет, а дело было ночью. Узкая дорога по краю пропасти, с одной стороны - глубокий обрыв, с другой - отвесная скала. Едешь, а не зги не видно, в любую секунду можно было улететь в пропасть или разбить машину, врезавшись в отвесную скалу.

Выручили шоферы со встречной машины, дали запасную лампочку, можно было ехать дальше. С этой поездки приехала на одних скатах, пробиты были задние колеса».

Особенно тяжело было терять сослуживцев, под Новороссийском погибла лучшая подруга Евдокии Павловны. Тогда всех шоферов перебросили на Западную Украину, в город Ковель, технику пришлось бросить, Советская Армия отступала с тяжелыми боями.

На Украине Евдокия Павловна попала в 481-й отдельный батальон аэродромного обслуживания, в составе 16 воздушной армии, 1-го Белорусского фронта. Она стала работать в обслуге аэродрома, там базировались самолеты ИЛ-2. Советские войска с тяжелыми боями продвигались вперед, форсировали Буг, Вислу.

В Польше батальон Евдокии Павловны стоял в Люблине. Рядом с их расположением был концлагерь, в котором фашисты  во время войны сжигали военнопленных, по две тысячи в день. В концлагере находилось много бараков и 9 печей. Когда освободители вошли  в лагерь, увидели жуткую картину: в огромных ямах лежали расстрелянные солдаты, которых не успели уничтожить фашистские звери.

А когда вместе с войсками попали в Варшаву, смотреть на город было страшно, везде сплошные руины, города как такового не было, все разбито.

На всю жизнь Евдокия Павловна запомнила и берлинскую операцию: «Город был в кольце, много прожекторов, танков, «Катюш», пушек, самолетов. Когда начался штурм, включили прожектора и одновременно «заговорили» десятки тысяч орудий, то, казалось, никто из немцев не выживет в такой мясорубке.

Рейхстаг был практически весь разбитый, верхушка здания снесена. Там же в Берлине наши встретились с американцами, политработники показали, где жил Гитлер, где находился Геббельс, побывали в подземельях Рейхсканцелярии.

День Победы отмечали в Берлине, радость была непередаваемая, огромное воодушевление. Слезы у всех на глазах, стрельба в воздух. В подвале уцелевшего здания накрыли два больших стола и праздновали Великую Победу над фашистскими захватчиками».

Копия 3

Ветеран Евдокия Павловна Григорьева участвовала в освобождении Кавказа, Украины, Польши, в битве за Берлин. Была демобилизована в мае 1945 года в звании ефрейтора. Награждена медалями: «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За взятие Берлина».  До 1947-го года жила в Москве, затем приехала в Ухту. У нее две дочери, два внука и два правнука. В марте 2016 года Евдокия Павловна отметила свой 95-летний юбилей в теплом семейном кругу. И мы от всей души поздравляем Евдокию Павловну с юбилейной датой и, конечно  с Днем Победы! Здоровья, Вам, бодрости духа и долгих лет жизни! Низкий поклон!

Николай Лудников.

4

Что же представлял собой самый известный грузовик Второй Мировой, «рабочая лошадка» нашей армии?

29 января 1932 г. с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА - самый массовый грузовик военных лет. За свою грузоподъемность в 1,5 тонны грузовик называли «полуторкой». Автомобиль обладал фантастической выносливостью, ремонтопригодностью и высокой проходимостью, потребляя при этом дешевый низкооктановый бензин. Наряду с танком Т-34 и реактивным минометом «Катюша», легендарная «полуторка» стала одним из символов победы в Великой Отечественной войне.

Автомобиль ГАЗ-АА, "полуторка", легендарная машина довоенного и военного времени, производилась на Горьковском автозаводе. Прототипом модели послужил американский грузовик "Форд АА" 1930 года, который был закуплен Советским Союзом по лицензионному соглашению. Так появилась "полуторка" ГАЗ-АА, которая впоследствии многократно модернизировалась. Конструкция автомобиля была простой и надежной.

Полностью из комплектующих советского производства "полуторка" ГАЗ-АА собиралась с 1933 года. Кабины первых автомобилей изготавливались из дерева, а начиная с 1934 года, на машину устанавливался металлический модуль с брезентовой крышей.

После начала Великой Отечественной Горьковский автозавод приступил к выпуску военных грузовиков в упрощенном варианте. Сказывался дефицит холоднокатаного металла, а также недостаток целого ряда комплектующих изделий. У военной "полуторки" не было дверей - вместо них устанавливались брезентовые ширмы, передние крылья изготавливались из обычного кровельного железа. Тормоза были только на задних колесах, освещала дорогу одна фара. Боковые борта кузова не откидывались.

Только к 1944 году комплектация автомобиля приняла нормальную форму, появились двери из дерева, передние тормоза, вторая фара и откидные боковые борта. После окончания войны "полуторка" вновь выпускалась крупными партиями, поскольку страна нуждалась в транспорте. Производство ГАЗ-АА продолжалось до 1956 года. А на дорогах эти автомобили можно было встретить до 1960-го, пока устаревшую машину не заменил ГАЗ-51.

КС №3(68) 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *