О Русском Севере – кистью и пером

Николай Лудников и Владимир Латынцев на Великой

О жизни и творчестве заслуженного художника России Владимира Латынцева

Непостижимо замечательно устроена память человеческая, порой она преподносит такие сюрпризы, от которых ты долгое время пребываешь в восторге.

Иногда охватывает чувство, что помимо тебя, внутри, на подсознательном уровне, происходит какая-то напряженная титаническая работа, идет непрерывный анализ внутренних и внешних факторов, порой часть этих действий приходит к тебе во сне в виде каких-то мысленных образов и непонятных картин, в коих ты порой становишься непосредственным участником. Бывает так, что откладываешь в долгий ящик очень интересную и важную для себя информацию, когда попытавшись осмыслить и отобразить на бумаге или экране компьютера, не можешь ее логично и талантливо оформить.

И вот «сидит» эта тема в тебе не один месяц, а то и год, так было, например, у меня с интервью, которое я записал в поезде с отцом Павлом, настоятелем Свято-Никольского храма в поселке Водный. Лишь спустя четыре года я оформил его в текст, и получилась проникновенная исповедь человека, ставшего священником при весьма необычных обстоятельствах.

Порой материал, поведанный тебе, не торопишься воплощать, поскольку не веришь тому, кто когда-то изливал перед тобой душу или просто повествовал о каком-то событии, случившемся в его жизни.

И вот вся эта информация, подобно клубку шерсти, который когда-то наматывала из пряжи моя бабушка, увеличивается в объеме, она словно распирает тебя и настоятельно требует выплеснуться наружу.

Тогда и наступает момент материализации твоих творческих метаний и непонятных устремлений.

Порой материал из тебя прямо-таки «прет», и ты торопишься «вывести» всё это на экран компьютера, поскольку уже давно не держишь в руках шариковую ручку, патриархальный артефакт из прошлой, замечательной, неторопливой жизни, когда всё можно было не спеша запечатлеть на белоснежном листе бумаги, требовательно внося туда бесконечные стилистические и орфографические правки.

Бесценны в этом плане, например, листы с гениальными стихотворениями Александра Сергеевича, где своей божественной рукой он вносил бесконечные правки и рисовал все- возможных персонажей своих поэм, од, эпиграмм и рассказов.

Неслучайные встречи

Теперь пришла пора рассказать вам, дорогой читатель, об одной такой встрече, которая произошла у меня на реке Великой в далеком уже 2017 году.

За долгие годы пешешествия в крестных ходах привыкаешь к неожиданным событиям, которые уготавливает тебе Господь, не без вмешательства Николая Чудотворца.

В июне 2017 года в селе Великорецком познакомился я с моим земляком, известным устюжским художником Владимиром Николаевичем Латынцевым. А произошло это так. Валерий Семенихин (Царствие ему Небесное!), мой давнишний знакомый, крестноходец со стажем, подошел ко мне и сказал: «Тебя хочет видеть земляк из Великого Устюга, художник Владимир Латынцев».

 О существовании этого замечательного человека – певца русского Севера – я знал давно. Во время моих путешествий к себе на родину в Великий Устюг постоянно посещал краеведческий музей, где особенно привлекали меня экспозиции художников Александра Алексеевича Борисова и Владимира Николаевича Латынцева. Два мастера, живших в разные эпохи, оказались удивительно созвучны друг другу своим творчеством, поскольку оба прославляют в своих произведениях безбрежные северные просторы России. Владимир Николаевич словно перенял эстафету у своего предшественника, сделав смыслом всей своей жизни воспевание забытой великой истории Руси православной.

Встретились мы 6 июня у монастырской ограды, рядом с переносными павильонами, в которых демонстрировались картины кировских и вологодских художников.

Прокопий Устюжский.
Картина Владимира Латынцева

Передо мной стоял небольшого роста коренастый мужчина с окладистой двухцветной бородой, словно подчеркивающей его русскость. Поздоровались, представились друг другу. Я подарил земляку свои книги и несколько номеров газеты «Колокол Севера», Владимир Николаевич презентовал мне свою картину «Прокопий Устюжский». В свое время я писал об этом святом, которого некоторые историки считают предком царской династии Романовых.

Оказывается, Владимир не раз бывал в этих благословенных местах, в Великорецком, и даже написал две картины, посвященные преданиям – на одной им изображен крестьянин Ага лаков, которому в далеком XIV веке была явлена икона Николая Чудотворца, на другой – пень со множеством горящих свечей, закрепленных на нем. Сосна, на которой висела чудотворная икона, была срублена богоборцами, и вот верующие ставили свои свечки на то место, где она раньше росла. Эти две его работы – из Великорецкого цикла 1999 года. Картина «На месте обретения святыни» (великорецкий пень) демонстрировалась в ЦДХ Москвы на выставке к 2000-летию христианства «Имени Твоему».

«Северный отшельник»

Не менее примечательна и биография моего талантливого земляка.

Владимир Латынцев родился 14 марта 1949 года в городе Вичуга Ивановской области в большой работящей семье. Его родители воспитывали семерых детей. Отец происходил из Нижегородской губернии и был портным высокого класса, что передалось ему ещё от деда. Мать работала ткачихой на ткацкой фабрике.

В 1953 году вся семья в поисках лучшей доли уехала на заселение Дальнего Востока и оказалась на берегу Японского моря. Потом вернулись назад, но семья распалась, и Владимир попал в детский дом. У него было необычное детство, так как с ранних лет приходилось зарабатывать на жизнь.

В 1964 году как воспитанник детского дома Владимир Красильников (таковая его родовая фамилия) поступил в Ивановское художественное училище. Учился недолго, так как его с третьего курса забрали в армию и отправили служить на Дальний Восток в Уссурийск. Уже после окончания училища в 1972 году он стал Латынцевым, взяв себе девичью фамилию своей жены Татьяны, которая происходила из Великого Устюга и позднее окончательно переманила его к себе на родину.

В 1972 году художник впервые попадает в этот старинный город на севере Вологодчины и потом регулярно приезжает сюда на летние пленэры. В 1982 году он перебирается в Великий Устюг на постоянное место жительства. Сначала работает в художественной школе, создаёт мастерскую. Позднее в Устюге он построил себе дом, где и сегодня хранятся все его основные картины и где ему особенно легко и плодотворно работается.

К неведомым берегам. Картина Владимира Латынцева

Латынцев начинал как график: рисовальщик и акварелист. В 1989 году он стал членом Союза художников СССР. Он постоянно участвовал в многочисленных творческих поездках по разным районам страны, но всё чаще уходил на Север: Кольский полуостров, Белое, Баренцево и Карское моря. Его так и прозвали – «северным отшельником». Как он сам говорит, прошёл девять морей, плавал по всем северным водам на ледоколе «Таймыр», дошёл до Енисея и Красноярска. В последние годы он много работал на Соловецких островах, путешествовал по заповедным уголкам Архангельской области.

Заслуженный художник Российской Федерации, президент Культурно-просветительского фонда «Арт-галерея "Русский Север"», член-корреспондент Международной академии культуры и искусства Латынцев – участник региональных и зарубежных выставок. В своем творчестве продолжает традиции русского реализма. Работает в жанре исторической картины, пейзажа, портрета. Был в творческих командировках в Сирии, Венгрии, Словакии.

Совершенно новым этапом в творческой жизни Владимира Латынцева стали две поездки в Северную Америку в 2005 и 2006 годах.

Эти экспедиции были осуществлены по приглашению американского историка–славяниста Алана Энгстрома. Были интереснейшие поездки вдоль берегов Аляски на юг, почти до самой Канады.

По результатам путешествий на Аляску создана большая серия работ на историческую тему по Русской Америке. О своем путешествии художник рассказал не только в своих картинах, он написал путевой очерк, вошедший в составленный им сборник «От Русского Севера к Русской Америке: Великий Устюг в истории Сибири и Аляски». Эта удивительная книга богато иллюстрирована фотографиями и работами В. Н. Латынцева.

От Русского Севера к Русской Америке

После знакомства на Великой у нас завязалась с ним переписка, и в один из дней Владимир Николаевич прислал мне электронный вариант этого сборника, посвященного нашему с ним родному городу и его путешествию по Америке. Небольшой фрагмент из очерка В. Латынцева «Встречи на Аляске» предлагаю нашим читателям:

«Всем, кто бывает на Аляске и знакомится с историей Русской Америки, нужно обязательно посетить город Ситка, расположенный на острове Баранова. Это в прошлом Ново-Архангельск, с 1808 г. – столица русских владений в Америке. Столица сюда переместилась с острова Кадьяк по распоряжению главного правителя А. А. Баранова. До образования Ново-Архангельска примерно в двух милях от этого места первоначально была построена Архангельская крепость. Воинствующее племя индейцев тлинкитов разрушило и сожгло эту крепость. Значительная часть жителей погибла, часть по- пала в плен. Через полтора года А. А. Баранов с большой, до 400 лодок, флотилией алеутов и промышленников при поддержке корабля «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского взял штурмом крепость индейцев. Здесь, уже на более выгодном высоком и защищенном месте, было основано новое поселение и крепость Ново-Архангельск. Через несколько лет здесь был уже большой по тем временам город с укреплениями, домом правителя, церковью, школой и т. д. Это была настоящая столица русских колоний в Америке. После продажи Аляски в 1867 г. Ново-Архангельск был переименован в Ситку.

Сейчас Ситка – маленький городок, куда приезжают туристы из всех стран мира. В Ситке можно посетить исторический музей, побывать там, где были когда-то крепость и дом правителя, где был спущен российский флаг после продажи Аляски и поднят флаг США. Туристам предлагают побывать на русском кладбище и на месте, где располагалась крепость индейцев, познакомиться с их древней культурой и бытом, а затем приглашают в дом святителя Иннокентия. Здесь можно познакомиться с историей и бытом русских промышленников, а также пройтись по комнатам, где жил святитель. Дом для него был построен финнами (тогда Финляндия была территорией России) из дерева. Он очень просторный и удобный, в нём есть домашняя церковь, где иногда проходят службы.

Город Ситка расположен на берегу живописного залива со множеством островов. У самого города – многочисленные причалы лодок, катеров и прочих судов различных размеров и расцветок. Они вносят живописное разнообразие в ландшафт. Невдалеке, если нет тумана, очень характерного для климата Аляски, можно полюбоваться на высокий потухший вулкан. Его срезанная вершина вечно пребывает в снегах, создавая вместе с зеленью елей на переднем плане очень красивую картину.

Благословение алеутов на промысел.
Картина Владимира Латынцева

В Ситке есть большой деревянный православный храм, освященный в честь архангела Михаила, построенный русскими поселенцами. В иконостасе до сих пор сохранились все иконы из России. Наиболее примечательна одна из них – икона Михаила Архангела, почитаемая чудотворной. Существует предание о том, что в 30 милях от Ново-Архангельска разбился корабль «Нева», на котором из России было отправлено множество различных нужных вещей, в том числе и иконы для православной миссии. Экипаж и часть имущества были спасены, а часть затонула. Икону Михаила Архангела пытался спасти один человек с тонущего корабля, но она была очень большая да еще в тяжелом окладе, и на глазах этого человека затонула. Через месяц икону нашли в 30 милях от места гибели «Невы», прямо у города Ново-Архангельска. Причем икона была в прекрасном состоянии. Ни штормы, ни вода морская – ничто не повлияло на ее сохранность. Чудодействен ным образом икона была подарена жителям Аляски.

Храм Михаила Архангела также посещают туристы. Экскурсоводы здесь рассказывают о православной миссии на Аляске. Есть подлинные вещи, принадлежавшие лично святителю Иннокентию: посох, стульчик для проведения служб, митра, потир, много русских икон и книг XVIII–XIX вв. Для проведения экскурсий специально поставлен послушник-экскурсовод. Мне приходилось бывать на воскрес- ной службе, которая ведется на английском языке. Единственное выражение, произносимое по-русски, которое повторяется несколько раз во время службы: «С праздником!».

И, конечно же, в городе – громадное количество лавочек, где предлагается для туристов разнообразная сувенирная продукция. Есть два магазина «Русский сувенир». Некоторые продавцы знают русский язык. Такого количества матрешек я, пожалуй, не видел и в России. Они привезены на Аляску из Москвы. Сюда, как и в Джуно, заходят океанские лайнеры с туристами, которым в основном предлагаются две главные темы – история Русской Америки и культура аборигенов индейцев-тлинкитов. Пожалуй, Ситка – самый красивый и интересный город Аляски. В Ситке американцами поставлен бронзовый памятник Александру Баранову. Каждый русский, приезжающий сюда, считает своим долгом посетить русское кладбище в центре города и постоять у надгробных плит с русскими именами. Самая известная надгробная плита на могиле княгини Максутовой – жены последнего правителя Аляски, почившей за несколько лет до продажи наших территорий».

Отрадно было читать эти строки о том, как бережно относятся к русской истории на Аляске и к нашим православным святыням. В своем очерке Владимир Николаевич отмечает: «Проживая там (на Аляске – прим. авт.) в течение трех лет более чем по месяцу ежегодно, я не чувствовал ни малейших признаков ностальгии, что мне приходилось ощущать, бывая в европейских странах. Видимо, что-то непередаваемое, родное осталось на этой земле от более чем столетнего пребывания на ней русских по- селений». Надеюсь, что наше электрон- ное общение с замечательным художником когда-нибудь перерастет в личную встречу, и мы сможем пообщаться в родном Великом Устюге. А на страницах нашей газеты хотим представить работы Владимира Латынцева.

Николай Лудников

В статье использованы материалы сайта художника В. Латынцева

Русские купеческие корабли у берегов Аляски.
Картина Владимира Латынцева

Сегодня Владимир Латынцев – наиболее яркий и плодотворно работающий художник Великого Устюга. Изучая великое наследие древнерусской культуры, в той или иной степени развивая традиции больших мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства города на Сухоне, – от Александра Борисова, Николая Бекряшева, Евстафия Шильниковского, Александра Казакова до Геннадия Осиева, – он в искусстве прославляет свой город и активизирует творчество современных авторов из объединения «Гледен», среди которых выделяются живописцы Борис Студенцов, Николай Облупин, мастера резьбы и росписи по бересте Татьяна Вязова и Татьяна Лабутина, художники фабрики «Северная чернь».

Чаще всего Латынцев работает в жанре историко-архитектурного пейзажа. На основе многочисленных натурных этюдов он переходит к обобщенному картин- ному видению не сколько зримой, а более всего желанной, духовно обогащённой панорамы родной земли. У него есть и конкретные картины – реконструкции старинной жизни: «Набережная в прошлом», «Петр I на Севере», «Предсказание Юродивого», «Явление иконы Николы Великорецкого», «Поздняя осень». Многие картины как бы соединяют прошлое и современность. И тогда трудно сказать, ожила ли сама история или мы смогли её сегодня возвратить назад, как в больших холстах художника последнего времени «Гуляние в Великом Устюге». «Масленица в Великом Устюге», «Праздник на Сухоне».

Думается, что Латынцеву сегодня более удаются те типично северные пейзажные мотивы, в которых без подробного рассказа, а образно и живописно воссоздаются художественные символы России, которые потом широко и многопланово откликаются на духовные запросы думающих зрителей. Такова всеохватная и романтичная панорама храмов Великого Устюга на холсте «Золото Русского Севера» или пронзительно грустная картина «Листопад в Великом Устюге», нежно-поэтичная пейзажная композиция «Трепетная весна». Изначально запомнился маленький холст «Русь уходящая», так как он сразу выходил за рамки обыденности и исторической красивости, живописно повествовал о трагических событиях в судьбе родной земли. На основе этого варианта была создана большая картина, с успехом экспонировавшаяся в 2006 году в Вологде на Всероссийской художественной выставке пейзажной живописи «Образ Родины». И то, что художник постепенно разрабатывает ранее найденные и полюбившиеся мотивы, переводя их в более масштабное и ярко-образное состояние, говорит о значимости серьёзной внутренней работы автора. В этом – залог его будущих успехов.

Одним из немногих на Вологодчине Латынцев работает в жанре историко-религиозной картины. В 1995 году он написал триптих «Хранители веры православной», в последнее десятилетие создаёт серию композиций по житиям святых: Прокопия Праведного – Христа ради Юродивого, Иоанна Устюжского, Стефана Пермского – Просветителя зырян. Сам художник отмечает: «Для меня тема устюжских святых неразрывна с самим городом. Для меня эти святые, по которым я изучаю источники, собираю иконографические материалы, – земляки, жившие на этой земле, ходившие по этому берегу, и мне интересно писать то, что чувствую». Работая в Великом Устюге, часто бывая в Тотьме, Латынцев не может в своём творчестве пройти мимо образов мореплавателей и землепроходцев. Так появились картины «Семён Дежнёв», «К неведомым берегам», «На краю земли». В последние годы художник, являясь активным членом Вологодского морского собрания, в составе творческих групп часто бывал в портах и на кораблях Северного флота. Так создаётся современная художественная летопись службы нынешних военных моряков, подводников, людей Поморья.

Владимир Воропанов, искусствовед

«Колокол Севера» №4(99) август 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *