Нужна ли видео- и фотосъемка в Церкви?

101На страницах Всемирной паутины попалась мне довольно категоричная статья священника Валерия Зорина. Опубликована она была на портале фонда святителя Луки (Войно-Ясенецкого), главным редактором которого является Василий Давыдович (Фазиль Давуд оглы) Ирзабеков, известный православный публицист и общественный деятель. В публикации автор поднимает, на мой взгляд, несколько надуманную проблему нескромного поведения светских и православных фотокорреспондентов и прихожан во время проведения церковных обрядов в храмах.

Приведу несколько цитат из его статьи, для того чтобы представить точку зрения автора:

«Откуда взялось и когда стало обычным это стремление выставлять на торжище самое сокровенное и свое и чужое? Вот и в православных изданиях тысячи, сотни тысяч однотипных снимков, уже давно никому не интересных».

«Особенно тревожит то, что этот же процесс давно уже вовсю касается Церкви и людей церковных. И речь даже не о том, что почти у каждого прихожанина в кармане смартфон или телефон и многие заражены той же страстью. Речь о том, что стремление к созданию впечатляющей картинки разрушает чувство благоговения к святыне. Мы давно не смущаемся тем, что на архиерейских (уже и не только на архиерейских) богослужениях по всему храму устанавливают камеры и операторы в важнейшие моменты молитвы беззастенчиво шарят объективами по лицам прихожан в поисках пресловутой «картинки» (да что операторы – теперь уже роботы этим занимаются: уставится на тебя во время службы такой стеклянный глаз – какая уж там молитва…). Священнослужители привыкли и не смущаются тем, что во время Херувимской их просят отодвинуться от Престола, чтобы фотографу было удобнее заснять предстоятеля с воздетыми руками – эффектный же момент…».

Прочитав эту категоричную статью, хочу поделиться своим мнением по данному вопросу. Вот уже долгие годы я фотографирую различные православные мероприятия – службы, крестные ходы, благотворительные концерты и так далее. По профессии я не фотограф, да и журналистской деятельностью профессионально стал заниматься, только выйдя на пенсию, однако всегда в нестандартных ситуациях выручало меня, наверно, врожденное чувство такта. Мне никто не объяснял, как надо снимать в храме, например во время Литургии, однако, понимая всю важность момента, я никогда не высовывался со своей «лейкой» на первый план ради сомнительного удачного кадра. Фотографируя прихожанку или священника, всегда стараюсь сделать это незаметно, не привлекая внимания, если вижу, что мимика лица снимаемого отражает его недовольство, тут же отвожу объектив и жестом даю понять, что неправ, то есть прошу извинения.

Надо воспитывать, как мне кажется, моих собратьев по профессии, как пишущих, так и снимающих. К сожалению, сейчас ситуация такова, что ценятся прежде всего люди, которые пойдут на все ради скандального, сенсационного кадра. Естественно, все это привносится и в православную журналистику, затрагивает и нас. Однако я не думаю, что проблема настолько глобальна, что надо бить тревогу и кричать об этом.

Не один раз приходилось мне снимать в алтаре освящение престола. Стоя в сторонке, я аккуратно, стараясь не мешать стремительно двигающимся священникам, запечатлевал на камеру все детали обряда, понимая, что для кого-то эти снимки явятся откровением и, быть может, приведут в церковь, а для батюшки – это будет память на всю жизнь, поскольку только раз освящают престол в храме, где он служит.

На архиерейских старался отразить все нюансы службы. Для верующих людей они важны и интересны, а для молодежи вне храма открывается новая страничка неизвестной им другой, таинственной жизни. И, быть может, они захотят сначала ради утоления любопытства, а потом осознанно посетить церковь, где откроют для себя что-то новое, дорогое и близкое, путь, ту неприметную тропиночку, которая выведет их к вере во Христа, вере в торжество добра и любви.

За мои долгие годы журналистской деятельности (в профессии более десяти лет) я могу по пальцам пересчитать ситуации, когда кто-то из фотографов вел себя неуважительно в храмах при съемках Литургии или иной православной службы.

Считаю целесообразным поделиться своим опытом съемок православных мероприятий.

Впервые я стал снимать на камеру в 2004 году, когда принял участие в Великорецком крестном ходе. Подошел к настоятелю, священнику, руководившему всем этим великим православным действом, представился ему как журналист из соседней епархии. Он благословил и далее я вместе со всеми паломниками добросовестно прошел нелегкие 150 километров крестного пути, фотографируя братию и священнослужителей на привалах и во время пешего шествия. Вы знаете, можете мне не верить, но ни единого косого взгляда ни от рядовых паломников, ни от духовенства я не почувствовал. Неоднократно брал интервью, общались все, одни более, другие менее охотно.

За 14 последующих лет я многократно фотографировал православные события самого разного уровня, от Литургии в деревенских храмах и колониях строгого режима до патриарших служб – в 2015 году в Суре, на Родине Иоанна Кронштадтского, в 2017 году – на реке Великой. В июне Патриарх впервые в истории Великорецкого крестного хода отслужил Литургию там, где была явлена в далеком 1383 году икона Николая Чудотворца. За эти годы мною сделаны тысячи снимков, неоднократно они были представлены на различных выставках, и никогда не было конфликтов во время фотосъемок.

Особенно хотелось бы поделиться впечатлением от работы профессиональных фотографов на православном международном медиафоруме «Вера и слово», который прошел с 24 по 26 октября 2016 года в Москве. В нем приняли участие более 500 представителей православных СМИ России и зарубежья. Главным событием фестиваля стала встреча журналистов с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Далее была напряженная работа по секциям, где профессионалы делились секретами мастерства. Мне, как участнику, довелось наблюдать за работой сотен профессиональных журналистов и фотографов в самых разных форматах на этом форуме. И вот что хотелось бы отметить: нигде не заметил я какого-то неадекватного поведения ни одного из участников. Даже топовые фотографы, работающие в так называемом патриаршем пуле, снимали ненавязчиво, я бы сказал интеллигентно. Возникающие порой недоразумения в плане выбора наиболее удачного ракурса съемки всегда решались цивилизованно, фотограф, сделавший снимок, уступал место другим.

К чему я разразился таким эмоциональным посылом в защиту необходимости освещения деятельности Церкви, в том числе богослужебной? Просто я считаю это очень важным делом, ведь показывая человеку, далекому от Православия, фрагменты церковной жизни, мы таким образом приобщаем читателя к ней, даже опосредованно. С нашей помощью в социальных сетях, на экранах телевизоров, на дисплеях своих смартфонов, просматривая бессмысленные картинки скандальных новостей, он нет-нет да и наткнется на совершенно иную информацию, несущую позитивный посыл. И, быть может, задумается: а ведь есть и другая жизнь, и она не менее интересная и гораздо более одухотворенная, нежели та, которую веду я.

И нашей задачей является нести в мир все то доброе, светлое, что проповедует с амвона Церковь Христова через своих ставленников – православных священнослужителей.

Николай Лудников

Фото автора и Патриархия.ru

103АРХИЕПИСКОП СЫКТЫВКАРСКИЙ И КОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ ПИТИРИМ: - Безусловно, освещать деятельность Церкви нужно, но во всем соблюдая меру. Во время службы можно снимать только по благословению и ограниченное количество раз. Нужно понимать, что священники во время службы молятся, а не позируют. И потому на репортажных снимках порой батюшка получается с закрытыми глазами или в другом неудачном ракурсе. Конечно, сейчас правила для съемки меняются. Раньше недопустимо было фотографировать во время Евхаристического канона и Причастия. Сейчас таких жестких требований нет. Но уважение к Таинствам должно быть у всех участников богослужения, в том числе фотографов. Гораздо больше мне нравится, когда после богослужения мы вместе с прихожанами встаем и делаем фото на память.

102ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ: - Если сформулировать главную задачу православных СМИ и шире, всей Православной Церкви, перед лицом современного секулярного общества – во многом конфликтного, питающегося идеалами массовой культуры, стереотипами, которые не соответствуют нравственной природе и традициям народа, – перед лицом всех этих вызовов задача Церкви заключается в том, чтобы возвещать, что есть главное в жизни человека.

Как Церковь может это делать? Конечно, через проповедь. Но мы знаем, что постоянными прихожанами является лишь небольшой процент даже тех людей, которые отождествляют себя с Православной Церковью, считаются православными. Как обратиться к ним? А как обратиться к сомневающимся, как обратиться к мятущимся душам, к тем, кто находится в интеллектуальном и духовном поиске? Нет другой возможности, как только использовать средства массовой информации...

В каком-то смысле СМИ сегодня становятся тем полем, где разворачивается битва за умы и сердца наших современников, и эту битву мы не имеем права проигрывать. А чтобы не было робости, чтобы коленки не дрожали, будем вспоминать апостола Павла, который выиграл эту битву, не идя ни на какие компромиссы с совестью, со своим учением, но находя правильный язык в общении с теми, кто его слушал.

Перед православными СМИ, перед православными журналистами, которые сотрудничают со светскими средствами массовой информации, стоит огромная задача рехристианизации нашей культуры. Это не всегда означает прямую проповедь, но это всегда означает взгляд на мир с позиции христианских ценностей и это всегда означает стремление к тому, чтобы послание, которое журналист обращает к слушателям, к зрителям, к читателям, было высокопрофессиональным. Имею в виду не только рафинированный профессионализм, не только отточенные формы – необходимо, чтобы в каждом слове чувствовалось присутствие самого автора, исполненного верой и надеждой на возможность преобразовать этот мир.

Только тогда православные СМИ будут выдерживать конкуренцию со светскими средствами массовой информации. Для того чтобы выдержать эту конкуренцию, нельзя повторять ошибки светских СМИ, не нужно превращаться в агентство по оказанию платных услуг, где принципы отступают на задний план, а на переднем плане – получение денег. Чистота намерений, сила слова, глубокая личная вера и переживание присутствия Христа в человеческой истории и должны сделать наши СМИ, используя современную терминологию, конкурентоспособными.

Мы должны постоянно думать о том, чтобы Церковь в СМИ представляли люди, духовно и интеллектуально способные это делать. Вот почему журналисты, руководители церковных средств массовой информации должны постоянно жить Церковью. Нельзя приходить время от времени на службы с фотоаппаратом. Нельзя быть неким инородным телом во время богослужения. Вы должны быть частью молящейся общины. Вы должны лично пережить все то, что происходит в момент Евхаристии. Тогда ваше слово будет убедительным, тогда будет очень легко отличить правое от левого, доброе от злого, тогда будет легко различать духов (см. 1 Ин. 4, 1), в том числе в среде тех, кто пишет якобы от имени Церкви и говорит якобы с позиции защитника церковных интересов.

#ГоворитьБожиюПравду Патриарх о медиа 2016 г.

«Колокол Севера» №5(76) август 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *