
В Центральной библиотеке Ухты прошли вторые краеведческие чтения. Цикл просветительских мероприятий по истории родного края стартовал в январе 2025 года. На этот раз выступили краеведы Ухты и Сосногорска. И каждый представил слушателям уникальную историю, рассказывающую о людях и событиях прошлого и настоящего. И мы решили представить читателям одну из них, изложенную в докладе учителя ухтинской средней школы № 10 Светланы Сухопаровой. Простой крестьянин из деревни Мошъюга Михаил Филиппов с 1893 по 1899 год служил на крейсерской яхте «Полярная звезда». Это была любимая яхта матери последнего русского царя Николая II Марии Фёдоровны.
Ровно 135 лет тому назад была спущена на воду Балтийского залива и причислена к морскому Гвардейскому экипажу императорская яхта Романовых «Полярная звезда».
С историей этой яхты связана история жизни коми матроса Филиппова Михаила Антоновича и семейной реликвии, сохранившейся в одной ухтинской семье, чьи дети учились в МОУ «СОШ № 10» Ухты.
В XIX веке члены императорской семьи Романовых часто использовали для длительных поездок крейсерские яхты, одна из которых носила название «Полярная звезда». Она была спроектирована в 1884 году в Санкт Петербурге по указанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова. Для военных действий её оснастили артиллерийским вооружением.
В мирное же время «Полярная звезда» была способна «вполне отвечать всем требованиям службы современной императорской яхты». Интерьеры судна были продуманы с учётом всех особенностей придворной жизни, в том числе для проведения дипломатических приёмов, когда гостями русских царей Александра III и Николая II становились коронованные особы.
Яхта «Полярная звезда» была заложена на Балтийском судостроительном заводе 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства. Она была спущена на воду 19 мая 1890 года. После швартовных и ходовых испытаний в марте 1891 года принята в состав кораблей Балтийского флота и причислена к морскому Гвардейскому экипажу.
На борту яхты была православная церковь. Для дальних путешествий были предусмотрены даже коровник и каюта для доярки, чтобы дети императора в поездке всегда пили свежее молоко. «Полярная звезда» стала любимой яхтой матери последнего русского царя Николая II Марии Фёдоровны. Моряки и офицеры, служившие на «Полярной звезде», отбирались тщательно, ведь им предстояло встречать особых пассажиров – членов императорского дома Романовых и их гостей.
Православным матросам за службу на яхте вручалась особая икона с императорской яхты «Полярная звезда», которая долгое время хранилась и в семье Филипповых, о чём свидетельствуют воспоминания правнука Михаила Антоновича, но до наших дней она, к сожалению, не сохранилась.

Михаил Антонович Филиппов родился 4 ноября 1871 года в деревне Мошъюга Мохченской волости Архангельской губернии (ныне деревня Мошъюга Ижемского района Республики Коми). Там же он прожил всю жизнь и скончался 30 октября 1944 года.
В семье сохранилась фотография Михаила Филиппова, сделанная в период службы матроса на императорской яхте «Полярная звезда». На ней – Филиппов М. А. в матросской форме и с наградой – серебряной медалью на Андреевской ленте, в память коронации императора Николая II Романова.
Именно с этой семейной реликвии и началось моё исследование этой темы.
Оказалось, что в родовом доме, в селе Мошъюга, сохранился ещё один уникальный документ – ополченский билет Михаила Антоновича Филиппова, в котором есть подтверждения его службы в морском Гвардейском экипаже и участие в коронации императора Николая II.
Ополченский билет свидетельствует, что Михаил Антонович Филиппов был крестьянином из деревни Мошъюга, православного вероисповедания, неграмотный, холостой.
В нём указано, что на службу матросом он был принят 4 декабря 1892 г. (в возрасте 21 года), с 1 января 1893 г. в составе императорского гвардейского экипажа. На яхте «Полярная звезда» он служил матросом 1 степени с 1893 по 1899 год. Согласно ополченскому билету жалованья получал 8 р. 10 к. в год и именных 90 копеек, что по тем временам была немалая сумма для простого крестьянина.
С 30 апреля по 28 мая 1896 г. он находился в составе войск, собранных в г. Москве по случаю Священного коронования Их Императорского Величества Николая II. За это матрос был награждён серебряной медалью на Андреевской ленте. Именно с этой наградой он был сфотографирован в Санкт Петербурге в фотоателье Ивана Надешева и Александра Лататуева в доме № 21 на Кадетской линии Васильевского острова. Уволен в запас матрос был 6 сентября 1899 года.
Михаил Антонович Филиппов был необычайно высок ростом – 2 метра 10 см – и крепкого телосложения. На императорских приёмах Михаил Антонович на пару с матросом такого же роста поддерживал подол платья императрицы Марии Фёдоровны, украшенный драгоценностями, о чём он рассказывал своим внукам. Удалось выяснить ещё один эпизод из его биографии.

Вечером 20 июня 1897 г. в Петербург специальным царским поездом выехал король Сиама Рама V Чулалонгкорн. Торжественная встреча высокого гостя началась ещё в Красном Селе.
В Петергоф Рама V Чулалонгкорн прибыл в сопровождении принцев Свасти и Широй и свиты, состоящей из 16 человек. 22 июня 1897 г король нанёс визит в Большом Петергофском дворце императрице-матери Марии Фёдоровне. На приёме были император Николай II и другие представители императорской семьи.
Затем Рама V Чулалонгкорн был принят императрицей Александрой Фёдоровной в Фермерском дворце в «Александрии». 24 июня 1897 года в Петербурге состоялись переговоры между императором России Николаем II и королём Сиама Чулалонгкорном.
29 июня 1897 года король и принцы были приглашены на семейный императорский завтрак, а в 3 часа 30 минут высокие сиамские гости на яхте «Александрия» вместе с императором России взяли курс на Кронштадт, где перешли на императорскую яхту «Полярная звезда», взявшую курс на Стокгольм.
В ополченском билете Михаила Филиппова есть запись, что он в это время служил матросом на данной яхте. Это позволило сделать вывод о присутствии коми матроса на встрече в Санкт-Петербурге короля Сиама Рама V Чулалонгкорна. Во время просмотра архивных документов с сайта «Морского гвардейского экипажа» найдено немало приказов о взысканиях матросов. Михаил Антонович Филиппов в этих документах не упоминается, что позволяет судить о его чести и порядочности. После увольнения в запас Михаил Антонович Филиппов 1 июля 1901 года был повенчан с крестьянской девицей Александрой Яковлевной Филипповой, о чём имеется священническая надпись в ополченском билете яхты «Полярная звезда».
Родные вспоминали, что Михаил Антонович был очень добрым и спокойным, занимался охотой и рыбной ловлей. Сведения о том, что он служил на императорской яхте «Полярная звезда», долгое время хранили в тайне, поскольку после отречения от престола царя Николая II и последовавшими за этим событиями жизнь прапрадедушки была в опасности, как взаимосвязанного с жизнью царской семьи.
В соседней коми деревне был расстрелян матрос императорского флота, который регулярно рассказывал односельчанам о службе матросом на императорском крейсере. Именно поэтому ополченский билет с яхты «Полярная звезда» и фотографию матроса родственники тщательно спрятали, а вот серебряная медаль и икона с императорской яхты были утрачены во время Великой Отечественной войны.
У Михаила Антоновича было шестеро детей. Не раскрывая тайны своей службы, он, зная, что образование даёт большие возможности человеку, мечтал о лучшем будущем для своих детей. Всем родители помогли получить образование. А праправнуки узнали тайны семейных реликвий лишь в XXI веке.
Светлана Сухопарова