Когда зацветает жасмин…

Зацвёл жасмин. Для меня это напоминание о дне рождения моей саратовской прабабушки Марии, страстной его любительницы. В этом году ей бы исполнилось 150 лет.

Год рождения прабабушки – 1870-й – я запомнила с детства. Любой советский школьник знал, что это год рождения «дедушки Ленина». Вот и мне, советской пионерке, нетрудно было запомнить, что вождь мирового пролетариата и моя прабабушка Мария – одногодки. Так что 1870-й прочно впечатался в мою генетическую память.

Моя прабабушка Мария Климовна Черкасова, в отличие от своего именитого погодка, прожила долгую жизнь – 100 лет. В её роду все были долгожителями. Так что «бабу старенькую», как её звали в нашей семье (где была и «просто бабушка») я запомнила хорошо. Ведь бывать в Саратове – родном городе моей мамы – мне доводилось часто, практически каждое лето, на каникулах.

Последнее фото прабабушки Марии
 

Чаще всего я заставала прабабушку молящейся – она была глубоко верующим человеком, что в пору повального атеизма было особенно необычным. Старинная икона Спасителя висела в углу её маленькой комнаты и занимала, как мне казалось, главное место. Хотя были здесь и другие, будоражившие моё детское воображение, предметы – цветущий на подоконнике жасмин, источавший изысканно-нежный аромат, старинный кожаный альбом с потертой обложкой и пожелтевшими фотографиями.

«Это Светланочка?» – всякий раз спрашивала меня «баба старенькая», подслеповато обнимая своими сухонькими руками. И в ответ на мою просьбу «рассказать про старину» доставала из верхнего ящика комода заветный фотоальбом, который я с нескрываемым восторгом могла рассматривать раз за разом. Особенно фото молодой бабушки Марии в наряде модной саратовской девушки конца XIX – начала XX века. Изящная шляпка, приталенный жилет, подчёркивавший тонкую талию... Бабушка знала толк в моде – она была белошвейкой.

И, судя по всему, известной – ведь проживала она на знаменитой в Саратове улице Дворянской, получившей своё название от расположившихся на ней дворянских усадеб XIX век.

Это уже после 1917 года в угоду революционному поветрию Дворянская была переименована в улицу Рабочую, на которой прабабушка жила до семидесятых годов века двадцатого, до переезда из старого усадебного дома в многоэтажную новостройку в отдаленном от центра районе Саратова. Мне кажется, больше всего прабабушка страдала оттого, что теперь она не могла ходить в любимую Свято-Троицкую церковь, расположенную неподалёку от Рабочей, в самом центре Саратова. Этот храм XVIII века не закрывался даже в годы советского лихолетья. И прабабушка была его верной прихожанкой почти столетие!

Свято-Троицкий собор Саратова считается нашим семейным: здесь крестили мою маму, урождённую волжанку; здесь детьми, в очередной приезд на родину мамы, крестили меня с сестрой. Сюда с далёкого Урала я привозила крестить и своего сына.

 
Свято-Троицкий собор Саратова

Иного варианта быть не могло. Помимо «бабы старенькой» прихожанкой СвятоТроицкого собора была моя бабушка Валя, сноха прабабушки Марии. Именно она водила меня, дошколёнка, в этот храм на службу и Причастие. И эти детские впечатления от старинных икон в позолоте и от неведомого прежде запаха ладана сохранились на всю мою жизнь.

Должно быть, вера в Бога помогла моим бабушке и прабабушке пережить самую трудную для них годину – Великую Отечественную войну. В старинном фотоальбоме «бабушки старенькой» есть фото октября 1941 года, где она изображена со свой любимой внучкой Верой – моей будущей мамой. Маме девять лет, бабушке Маше – семьдесят. Они снялись в фотоателье в самом начале войны. А вскоре начались бомбардировки Саратова, голод и студёные зимы, не привычные для Саратова. Выжили мои бабушки, сберегли детей. И веру.

После смерти сына Александра, моего деда, прабабушка Мария долгие годы жила вместе со своей снохой. Бабушка Валя и прабабушка Маша всегда были и остаются для меня примером стойкости и веры, любви и терпения. Хранительницами рода, семейных ценностей и традиций.

Я очень люблю последнюю фотографию «бабы старенькой» – в её любимом палисаднике в старом доме на улице Рабочей, бывшей Дворянской. Уже зацвёл жасмин, её любимый цветок...

Светлана Титова

 

Фото из архива автора и vk.com/trosobor

 

«Колокол Севера» №3(92) июнь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *