Книга во спасение

книгиИнтернет и интеллект – кто победит?

Разбирая стопки своих книг на антресоли или на даче, я с ностальгией вспоминаю те времена, когда достать хорошее издание считалось большим событием. Особенно ценились тома, написанные классиками русской и зарубежной литературы. Не иметь в своей домашней библиотеке произведений Пушкина, Толстого, Есенина, Джека Лондона, Диккенса и других классиков считалось почти неприличным для интеллигентного человека.

Во времена моей молодости для того, чтобы получить право на приобретение дефицитного издания, собирали подшивки старых газет и картонные коробки. Макулатуру везли из Ухты в Москву, где за сданные килограммы газет и картона можно было получить талон, дающий право выкупить, например, собрание сочинений Марка Твена. Не посчитайте это за фигуру речи: я, будучи студентом, помогал грузить преподавателю тогда еще Ухтинского индустриального института тяжеленные стопки газет и картона в плацкартный вагон поезда «Воркута-Москва». Сам возил макулатуру аж в Запорожье, где моя родня приобретала дефицитные издания на полученные от сданного багажа талоны.

А сейчас книга становится никому не нужной, люди перестают читать печатные издания. На дворе 2017 год, и современные молодые люди все меньше читают русскую классику, уже не так разборчиво пишут, чернила, ручки, книги сменились гаджетами и мобильными приложениями.

В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл социологические исследования. Согласно подсчетам специалистов, 35 % опрошенных россиян не читают книг вообще! С той поры минуло 8 лет, и мне кажется, ситуация стала еще более удручающей.

А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяло в руки книгу?

Общение с книгой – это особенное действо, нечто на грани волшебства: сначала ты выбираешь время и место, где будешь наслаждаться приобретенным романом, затем плавно входишь в процесс восприятия написанного материала. Если перед тобой серьезная литература, например, исторического характера, то первое время никак не можешь войти в процесс осмысления читаемого текста. Цифры, многочисленные имена, незнакомые названия сильно осложняют получение информации. И лишь когда прочитаны первые десятки страниц, ты начинаешь усваивать читаемый текст, повторяющиеся названия, казавшиеся при первых прочтениях сложными и непонятными, вдруг застревают в твоей памяти, становятся родными и доступными. То есть, читая художественную, историческую или научную литературу, ты прикладываешь определенные усилия для осмысления написанного. Усваивая то или иное произведение, ты, безусловно, при этом повышаешь уровень своего интеллекта.

Интернет же отнимает у нас такую возможность. Придуманный изначально для облегчения расчета сложных задач в науке и промышленности, за считанные годы компьютер превратился в монстра, поработившего человеческую цивилизацию. Сейчас никто не мыслит себя без активного использования Интернета, который становится настоящей угрозой здоровью, в том числе психическому.

Уже немало специалистов озабочено проблемой. Как отмечает в своей статье «Деградация мозга» А. Н. Стацкевич, с каждым днем все больше людей жалуется на проблемы с памятью, на все возрастающую рассеянность (т. е. невозможность концентрировать свое внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач), на сложности с запоминанием текстов, на физическую невозможность читать большие статьи, не говоря уже про книги.

На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей – от университетских профессоров до учащихся школ.

Еще в 2008 году стало известно, что среднестатистический пользователь Интернета прочитывает не более 20 % текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев!

В ходе исследований выяснилось, что страницы в Интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где просматривает еще несколько (как правило, уже лишь частично, не дочитывая), а затем быстро спускается к самому низу – посмотреть, «чем дело закончилось».

Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю является отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т. е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что – не очень) и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно удерживать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или, того хуже, увеличивается (как, например, в этой статье), то на таких страницах задерживаются лишь единицы.

Даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв – не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг – писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем – массовое отупение.

У современного человека обрубается способность мыслить и анализировать, при кажущемся огромном по- токе информации на самом деле в нем ничего нет. Везде сейчас публикуются события, затрагивающие эмоции, а не разум. Первыми в блоках новостей идут сюжеты про катастрофы, стихийные бедствия, убийства и всевозможные скандалы, массово возникающие в среде так называемой элиты. Если раньше была цензура и мы, задыхаясь и страдая от нехватки информации, додумывали и размышляли над происходящими событиями, то сейчас все это преподносится нам в «разжеванном» виде, с чьими-то предубежденными и лживыми комментариями.

Специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует, как робот – выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т. е. «а можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной «отрыжки», сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате.

Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения говорят, что после целого дня метания по Интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать читать даже очень интересную книгу.

Чтение попросту «не идет», прежде всего, потому что:

а) не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова;

б) совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических, высокосодержательных или наукоемких произведений.

Но это еще далеко не все. Из-за постоянной подключенности к Интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение. Еще хуже то, что в 80 % случаев люди ходят в Интернет за сомнительными развлечениями либо черпают оттуда информацию, имеющую не то что нулевую, а отрицательную культурную ценность.

По утверждению Сергея Капицы, Россию в настоящее время намеренно превращают в страну дураков: «Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни – тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?».

Крайне отрицательно относится Сергей Петрович и к новшествам в образовании, к так называемому ЕГЭ: «Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов – пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания».

Наше общество стремительно теряет способность самостоятельно мыслить, грамотно писать, свободно излагать свои мысли на бумаге и на электронных носителях. В небытие кануло общение людей посредством писем, сейчас никто не обременяет себя громоздким посланием, проще, не напрягая извилины, отправить по телефону СМС, в котором сообщить: «у меня все ОК». Прогресс выхолащивает душу и отрицательно влияет на работу мозга. Кто из Вас знает, что эпистолярное наследие Дарвина, которое вошло в собрание его сочинений, составляет 15 тысяч (!) писем. Переписка Льва Николаевича Толстого тоже занимает не один том. А что останется от нынешнего поколения? Кто будет издавать эсэмэски сегодняшних блогеров в назидание потомкам?

Мир переживает сейчас глубочайший кризис в сфере культуры. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Властителей умов сейчас очень трудно найти, возможно, потому, что они никому не нужны, гораздо актуальней ныне ощущения.

По мнению Сергея Капицы, в настоящее время телевидение и Интернет гибельно влияют на сознание людей. На его взгляд, они являются антиобщественными организациями, главной целью которых является переформатирование общества по западному образцу.

На сегодня актуальней всего стоит вопрос не укрепления обороноспособности страны или обеспечения ее продовольственной безопасности, а сохранения духовности, культуры и образования нашего народа. Утратим духовные, интеллектуальные и моральные скрепы – и мы исчезнем с лица земли как независимое государство. Ибо кто будет защищать наше Отечество, поднимать промышленность, науку и культуру, если детей наших превратят в тупых потребителей чуждых нам ценностей. Потому так важно сегодня приучать наших сыновей и дочерей к чтению книг, желательно наших русских классиков, святоотеческой литературы, чтобы воспитывать настоящих патриотов своей Родины.

Николай Лудников

В книгах содержится опыт предыдущих поколений, мудрость, которая была обретена до нас с вами. Иногда молодому человеку кажется, что все начинается с него, что он первый и что именно ему надлежит открыть все в этом мире. На самом деле это не так. Уже очень многое открыто и сделано. Книга несет нам этот опыт, эту историческую мудрость. И вот что еще очень важно знать… Сегодня, кроме книги, существуют и другие носители информации – телевидение, Интернет, видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен – вам все показывают на экране. Но читая художественное произведение, вы должны в своем сознании сами создать образы: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, как они выглядят, какая была погода в тот или иной момент повествования, как выглядела комната, как выглядел город, страна. Литература неслучайно называется художественной. Если мы перестаем читать книги, если мы только смотрим кино, видео, Интернет-ресурсы, то у нас исчезает навык создавать художественный образ в своем сознании. А это очень опасно – человек становится беднее, его творческие способности ослабевают, он становится более зависим от внешних носителей информации. Нам иногда говорят, что Интернет и видео вытеснят книгу. Если это произойдет, человечество очень пострадает, и в первую очередь от этого пострадают дети, молодежь. Прикасаясь к опыту предшествовавших поколений через приобщение к литературе, мы можем видеть, что хорошее и что плохое было в жизни. Мы можем видеть достижения и ошибки, мы можем формировать свое отношение к тому, что такое добро и что такое зло. А с этим связано нравственное формирование личности. Книга – это школа жизни. Вот почему так важно, чтобы с самого раннего детства мы учились выбирать правильно книгу, полюбили чтение и через это замечательное действо формировали себя нравственно чистыми, интеллектуально сильными, физически здоровыми, любящими свою страну, свой народ, свою Церковь, своих родителей, своих братьев и сестер – Людьми с большой буквы. Пусть Господь поможет нам через чтение книг вступить на путь умственного, нравственного и духовного совершенствования, к которому Он нас призывает! Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
"Колокол Севера" №4(75) июнь 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *