Где прилагают к молитве любовь

Храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельная»

Православная обитель удивительной красоты открывается путнику не сразу. К ней ведет горная дорога, мимо проносятся меленькие деревеньки, и среди зелени деревьев, буйно произрастающих здесь, вдруг открываются взгляду купола. Кажется, сама природа оберегает монастырь от случайных прохожих. Но паломники уже знают, как проехать в Лесное. Троице-­Георгиевский женский монастырь  в окрестностях Сочи давно уже стал одной из посещаемых святынь юга России.

В обитель мы приехали уже во второй раз. В 2011-м нам не удалось побеседовать с игуменьей монастыря и поближе познакомиться со здешними святынями. Но в нынешнем году все сложилось. И хотя дозвониться до настоятельницы не смогли, помолились Николаю Чудотворцу и отправились в Лесное  в надежде, что Господь все управит.

Нас ожидал самый теплый прием, о котором мы даже и не мечтали. Игуменья Анастасия (Михалко), к счастью, оказалась в обители и смогла уделить нам почти 40 минут своего времени. Как для дорогих гостей монахини накрыли стол с фруктами и сладостями. В будущем домашнем храме иконы «Неупиваемая чаша» (здесь пока расположена трапезная) и состоялась наша беседа с матушкой Анастасией.

«Утоли моя печали»

Домашний храм, где нас так тепло приняли, монахини называют еще архандариком, на греческий манер. Все окна этой удивительной богородичной церкви закрыты иконами-­витражами. Матушка Анастасия пошутила: «У нас за окном чудесная горная речка. И чтобы во время молитвы сестры не отвлекались, решили окна зарыть иконами Архангелов».

За чашкой чая настоятельница обители рассказала нам, как все начиналось. Когда видишь нынешнее благолепие, даже  в голову не приходит, что всего-­то 15 лет назад на этом месте ничего не было. А точнее, размещались домики, оставшиеся от базы отдыха бетонного завода. Выбор на село Лесное пал неслучайно. Когда-­то в этом районе был мужской Троицкий монастырь, но на его историческом месте сейчас жилая застройка. База отдыха уже никому не была нужна, а монастырь, слава Богу, нужен. Местные жители, среди которых немало греков, особенно ратовали за то, чтобы в селе построили православную обитель, обещали свою помощь и не обманули. Так по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в селе в 1999 году был учрежден Троице­Георгиевский женский монастырь.

Первая Литургия прошла на Медовый Спас. Служить начинали в маленьком домике, затем с Божией помощью и силами благотворителей был построен первый храм Владимирской иконы Божией Матери. Службы старались совершать каждый день, и Господь услышал.

Замироточили иконы, и продолжалось это три месяца. Сюда стали приезжать журналисты. О необычном духовном событии узнал весь город. Очень скоро у монастыря появились попечители, и постепенно на территории выросли четыре красавца храма, пятый расположен в келейном корпусе, а шестой еще строится.

В храме мученика Уара

У каждой церкви своя история и свой неповторимый облик. Как-­то в монастырь приехала женщина, она была в подавленном состоянии, сын ее безвременно погиб на границе с Абхазией, ее мучили тяжелые сновидения. И матушка Анастасия рассказала паломнице о мученике Уаре, которому можно помолиться об умерших без покаяния. Весть о том, что есть святой, который поможет в ее беде, вдохновила женщину. Она продала московскую квартиру сына, дорогую машину, немного помогли родственники – и в Троице-­Георгиевском монастыре была построена церковь святого Уара, сегодня это главный храм обители. Он настолько любим прихожанами, что когда его закрыли на ремонт, люди со слезами просились зайти внутрь, помолиться.

С наступлением холодов службы проходят в храме Песчанской иконы Божией Матери, он расположен на втором этаже. Здесь хранится около 100 частичек мощей святых. Церковь трехпрестольная. Один посвящен Песчанской иконе Богоматери, второй – киево­печерским святым, третий – Серафиму Саровскому.

Удивительна история появления частичек мощей в этом храме. Еще в самом начале строительства приехал в монастырь послужить один батюшка. Настоятельница радостно рассказывала ему о своих проектах, показывала, где что будет. Священник только улыбался и кивал головой. А через несколько лет приехал и говорит: «Простите, матушка. Я боюсь, что теперь в рай не попаду, как Моисей, который усомнился и лишился Земли Обетованной. Я ведь слушал вас тогда и не верил, думал: что она в строительстве понимает. А теперь вижу, как я ошибался. Хочу преподнести  частицы мощей киево­печерских святых, но с условием, что здесь будет освящен престол в их честь».

Рождество Христово в храме Песчанской иконы Божией Матери

Монахиня Вероника потом показала нам этот храм. Так в нем тепло и хорошо душе. Если о храме говорят, как о корабле спасения, то это в самой полной мере относится к Песчанскому храму Троице-­Георгиевского монастыря. Он полностью из дерева – иконы и стены, а поперечные вверху балки как на настоящем судне. И даже паникадило – в виде кораблика. Можно только представить, как  благодатно на службе в этом храме. Именно в этой уникальной церкви на Рождество в 2013 году молился наш президент Владимир Путин.

Неземной красоты и маленькая церквушка в честь иконы Божией Матери «Семистрельная», построенная по проекту сочинского архитектора Фёдора Афуксениди. В храме прекрасный фаянсовый иконостас работы уральских мастеров из города Богдановичи, справа – икона  с частицами мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Каждую среду здесь проходит молебен о семейном благополучии. Неслучайно, что именно в этой церкви совершают Крещение.

Чуть  в отдалении храм­часовня иконы Богоматери «Утоли моя печали». Матушка Анастасия говорит: «Зайдешь, иконостас рядом, чувствуешь такую близость с Господом». И это присутствие в монастыре очень ощутимо. Ведь только милостью Божией можно объяснить рождение монашеской обители в этих местах.

Благотворители  монастыря – люди истинно верующие, следуя заповедям Господним, не позволяют себя называть и благодарить в прессе. Но монахини и батюшки, которые здесь служат, их помнят и молятся. Ведь за каждой Литургией звучит прошение о жертвователях храма сего. Да и  в архитектуре есть напоминание о некоторых из них. Так, на территории монастыря построена ротонда – подобие того колодца, где Христос просил воды у самарянки. Звали ее по преданию Фотиньей, как и одну из попечительниц обители.

Нынче мы приехали в разгар строительных работ. Разговор проходил под стуки и шумы неподалеку. Строители спешили до холодов завершить большую трапезную в келейном корпусе. У настоятельницы Анастасии еще много задумок, со всеми делиться не стала. Но рассказала, что хотят они надстроить третий этаж – галерею, которая объединит храмы и часовни. Ничуть не сомневаемся, что у матушки и ее помощников все с Божией помощью получится.

Сестры

В монастыре с самого начала сформировалась дружная монашеская община. Некоторые сестры приехали сюда вместе с матушкой Анастасией. Условия жития здесь по нашим северным меркам комфортные. Все монахини живут в отдельных кельях с удобствами. Помимо центрального отопления в некоторых комнатах есть и печное. У монастыря своя котельная, провели газ. Все заботами попечителей. Уже не первый раз отмечаю, как все­таки на юге заботятся о монастырях и храмах. Может теплое солнце делает людей более милосердными?

В обители рядовые службы поет свой клирос. А на праздники приезжают оперные певцы, выпускники консерваторий. Но прихожане больше любят монашескую службу. И мы поняли, почему. Две молодые монахини спели для Богородицы и для нас песнопения, и это двухголосие под сводами домового храма до сих пор звучит в памяти. Нет больше суеты, нет мирских забот, только молитва ко Господу и Матери Его.

«У нас в монастыре сестры находят себе дело по душе. В нашем хоре 5 человек. Но каждый на своем месте. Сейчас одна в городе учится четки вязать. Мы нашли мастера, которая красиво делает браслеты, четки из камней, и она согласилась этому искусству нашу матушку научить. Четки плести – самое монашеское занятие», – рассказывает игуменья Анастасия.

Одни любят готовить. В обители две русские печки. Еда, приготовленная в них, особенно вкусная. Никакая цепторовская посуда в сравнение с печью не идет.

Другая послушница на выборах (как раз выбирали главу Сочи). Она когда-­то сама была депутатом, и теперь ее особо просят помочь.

Всего в монастыре около 30 человек, часть сестер живет на подворье, где выращивают помидоры, огурцы. А в самом монастыре есть маленький зоопарк – отрада для детворы. Монахини бережно ухаживают за животными.

В прошлый приезд мы видели разгуливающего по монастырскому подворью красавца-­петуха, даже сфотографировали его. Спросили, где он сейчас. Оказалось, сослали на подворье. Стали монахини замечать, как начинается вечерняя служба, петух прокрадывается в храм и прячется за стульями. Всю службу птица выстаивала в церкви. Но уставщица монастыря – женщина строгая, не оценила религиозного рвения петуха. Божий храм для людей все-­таки. «Мирно увезли на подворье, – с улыбкой говорит матушка Анастасия. – Он теперь там молится».

Монастырь проводит большую миссионерскую работу. Здесь всегда рады паломникам, проводят для них экскурсии, беседуют с людьми. Наверняка это производит неизгладимое впечатление. О храмах и истории здешних мест нам рассказывала молодая монахиня Вероника, понравилась и ее правильная речь, и начитанность, и, конечно, безусловная любовь к обители.

«Часто спрашивают: а какие у вас чудеса? – говорит настоятельница Троице-­Георгиевского монастыря. – У нас мироточат иконы, было чудесное благоухание в одном из храмов. Но я считаю, что в каждой церкви и в каждом доме совершаются чудеса, там, где люди искренне молятся Богу, где ищут Спасения, где прилагают к молитве любовь».

Как обрести мир в повседневной суете?

В монастыре всегда хочется поговорить о душе, о том, как спастись нам, живущим в миру. «Как сохранить душевный мир в повседневной суете?» – спросила совета  я у матушки Анастасии.

–  Очень помогает старинная традиция вести дневник. Возьми блокнот и раздели страницу на две графы. И все важные события, сложные ситуации, обязательно записывай. А потому проанализируй: все ли сделал по Божиим заповедям или страсти оказались сильнее. Смог встать утром пораньше – это уже победа над собой, опять не смог – проигрыш. И так с каждым нашим поступком. Вскоре это войдет в привычку.

Мы часто хотим, чтобы рядом с нами были другие люди – понимающие, любящие, всё прощающие. А своих страстей мы даже касаться не хотим. Но Господь говорит: спасись сам, и весь дом твой спасется. Ведь Господь всего себя отдал людям. Чтобы быть любимым, надо делиться, а мы по жизни эгоистичны. Хотим, чтобы делились с нами, чтобы нас любили, мы этого даже требуем. Дипломатия жизни очень сложная, но самое сложное  – победить самого себя, свои страсти.

Как-­то попечитель наш рассказывал, он высокого положения человек. Едет он на своей машине, правда, спецсигналы не включали, не было необходимости. И вдруг сотрудник ГИБДД останавливает и делает какое-­то замечание. Он признался: «Раньше бы наорал, позвонил бы, куда следует. А тут вспомнил про дневник, что опять конспектировать придется, и промолчал. Действуют, матушка, ваши советы».

У каждого бывают ситуации, когда совесть мучает, что­-то не так. И если постоянно разбирать, то придет понимание. И наши страсти искореняются, и другому человеку легче. Тот, глядишь, скоро нас с улыбкой будет встречать. Заметьте, в самую  важную для вас минуту кто­-то пытается влезть и помешать. Парадокс жизни. Как отреагируете на помеху – это ваш выбор. Почему у нас столько разводов? Люди растут в эгоизме.

– А каково должно быть монаху, когда вокруг снуют туристы?

– У нас не бывает туристов, – строго заметила матушка Анастасия. – Мы принимаем паломников. И даже если приезжают туристами, уезжают паломниками. Мы стараемся им рассказать о Православии, о воскресении души. Человек должен понимать, что есть духовный мир. И в земной жизни, по которой идем, надо стараться поменьше грешить. Тогда будет легче, и совесть будет меньше мучить.

Матушки начинают рассказывать паломникам о том, что мы, как листья на деревьях, скоро слетим, и от наших поступков зависит, где мы окажемся. А ведь у всех есть ближние родственники, которые ушли  в мир иной. И люди глазами потухают, смиряются и уже о другом думают, как спастись. Начинают расспрашивать, как помолиться, как подать записочку. У Бога мертвых нет. В храме встречаются два мира, и они между собой взаимодействуют. Почему мы всегда молимся об усопших, они хотят, чтобы мы о них помнили. Мы даже поем: «Вечная память, вечный покой».

Любовь – это самопожертвование. Ей мы должны научиться. Она покрывает все грехи. А любовь – это Сам Господь.

Как отрадно, что сохранил Бог такие места для нас, грешных, где можно отдохнуть душой, словно получить глоток свежего воздуха и испить чистой незамутненной воды. Здесь рады паломникам и женщинам, которые подумывают о монашеском житии. Но в послушницы приглашают тех, кто профессионально занимается пением, живописью или иконописью, и поваров. Их ждет келья, послушание, молитва и благодать, которую ощущает каждый пришедший в Троице-­Георгиевский женский монастырь.

Вероника Лудникова

Фото Николая Лудникова и сайта монастыря

Газета «Колокол Севера» № 6 (59), ноябрь 2014 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *