34 урока о человеческой душе

%d0%bc%d0%b8%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%beВ октябре Президент России Владимир Путин выступил с заявлением о необходимости повышения духовно-нравственной культуры российских учеников. И, безусловно, важную роль в этом процессе играют школа и учителя. Потому сегодня у нас в гостях православный педагог, методист центра воспитания и дополнительного образования ГОУДПИ «КРИРО» Нина Мищенко, которая уже на протяжении многих лет занимается внедрением программ по духовно-нравственному образованию в школах Республики Коми.

С ней мы решили поговорить о проблемах внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который введен в школьную программу в 2012 году, подготовки самих учителей. Но начали с личных вопросов:

– Как Вы пришли к вере?

– Родилась и выросла я, как и все мои сверстники, в атеистическом обществе. Все тогда было неоднозначно. Но бабушка была верующей, ходила в храм, читала Священное Писание, в ее доме было много икон. Маленькую меня водила в церковь на Причастие.

На годы моего отрочества выпала яростная борьба с верой. Слышала по радио речь Хрущева о том, что покажет через два года последнего удавленного попа. Помню содрогнувшуюся под ногами землю, когда бомбили с самолета один из красивейших соборов Великого Устюга, якобы потому, что мешает он работе пристани. И детская душа не понимала и не принимала: зачем это? Храм такой красивый!

Помню страшное смущение моей первой учительницы Екатерины Александровны, когда я ее спросила: «Если царь был виноват, его казнили. А зачем мальчика, сына его, убили? Он же ни в чем не виноват!».

И помню еще, что я, «атеистка», молилась, когда было очень трудно: перед экзаменами, перед операцией. И только сейчас понимаю, что по молитве Господь совершал чудеса. Душа искала Бога. Ничто в жизни не могло ее успокоить: ни поэзия, ни искусство, ни человеческие отношения, ни труд на благо общества. Когда-то прочитала высказывание одного мудрого человека о том, что русская интеллигенция к Богу не придет, пока полностью не вываляется в грязи. Наверное, это о многих из нас. И обо мне – тоже. Мы интересовались необычными, необъяснимыми явлениями, «инопланетянами», читали фантастику, околооккультную литературу… Прости, Господи!

А к пониманию истинного Бога и веры пришла через размышление о судьбах своих выпускников, о смысле и предназначении учителя. Проанализировав весь опыт своей педагогической деятельности, пришла к выводу, что она была во многом – бесполезна и даже бессмысленна, несмотря на огромные умственные, физические, душевные силы, которые были по- трачены на «спасение детей». Прошу понять меня правильно: речь не об учебных результатах, там как раз было все нормально, даже успешно.

Меня этот вопрос терзал долгое время, пока я не поняла, чего не хватало нам в нашей хорошей, как сейчас понимаю, советской школе. У нас было нравственное воспитание без духовного. А это только иллюзия воспитания. Нам, педагогам, в школе не хватало Бога: Его помощи и защиты, Его мудрости и простоты. Так я пришла к Богу через свой «неудачный» педагогический опыт.

– Как давно занимаетесь православным образованием и просвещением детей и взрослых?

– Эта внутренняя метаморфоза произошла в конце 80-х – начале 90-х годов. В это время я переживала свой внутренний кризис (в школе я работать больше не могла). Я как раз перешла на работу в Институт усовершенствования учителей, куда я попала совершенно случайно (так мне тогда казалось). И только сейчас я понимаю, что нас ведет по жизни Господь. Здесь, в институте, прошли мои самые счастливые годы жизни и творчества, радости и успеха. Мое предназначение – помогать учителям.

Духовно-нравственное образование должно быть основополагающим в нашей отечественной педагогике, которая христоцентрична, в отличие от гуманистической, прозападной, в центре которой – греховный человек.

В начале 90-х годов мы в большинстве были совершенно необразованны в духовной сфере. На нас хлынула волна всякой «духовной» литературы и пропаганды, в том числе оккультизм Блаватской, восточные учения, секты. Слава Богу, что Господь спас от этого зла. К нам в институт поступила работать Е. А. Чучкалова. Она хорошо знала православное учение и оказала серьезное влияние на наше мировоззрение. Мы начали изучать Православие и Священное Писание.

Помню смешной случай: когда я впервые начала читать Библию, я ничего не поняла. Было дико, странно и даже жутко: как это я, человек с высшим филологическим образованием, читаю и не понимаю текст? Этого быть не может! Но потом, когда я изучила учебник Слободского «Закон Божий», начала что-то понемногу понимать.

Очень мне помогло самообразование, когда пришлось вести воскресную школу для взрослых при храме. Готовлюсь к занятию целую неделю, конспектирую, учу материал, а на занятии – пот градом и коленки дрожат. Я понимаю учителей, которые в силу недостаточного знания боятся преподавать «Основы православной культуры». Потому всегда советую педагогам читать Священное Писание с толкованием, не нужно заниматься собственными измышлениями по поводу.

Хочется отметить, что сегодня не разбираться в вопросах религиозных конфессий и религиозной культуры, не знать основы их учений – уже непрофессионально: в классах все больше верующих, сидят дети разных вероисповеданий. У них свои особенности. Если педагог их не знает, то как он с ними правильно выстроит отношения? Как будет работать с родителями? Есть еще одна причина знать и понимать религиозную сферу: в условиях информационной войны с Россией Запад бросил на нас силы различных сект, которые ослабляют и разобщают наш народ, раскалывают общество, наносят непоправимый вред семье.

– Насколько важен предмет ОРКСЭ, на Ваш взгляд, и, в частности, модуль «Основы православной культуры» (ОПК)? Почему Вы рекомендуете именно его? Что можно ответить родителям, которые опасаются, что предмет ОПК слишком религиозен?

– Курс ОРКСЭ в 4 классе считаю исключительно важным. Большинство учителей, которые его провели хотя бы один год, думаю, меня поддержат. Родители, которые присутствовали хотя бы на одном уроке, тоже скажут о том, что он необычен, интересен. Почему? Все очень просто. ОРКСЭ – это 34 урока о человеческой душе и личности.

Воспитательная функция курса является приоритетной. Но если педагог не увидел этот особый смысл предмета и подошел к нему с позиций «передачи знаний», пиши пропало. В ОПК выполнить эту главную – воспитательную – задачу легче, чем в других модулях. Отечественная культура, которая является предметом изучения, как родные стены, помогает.

Насколько «религиозен» модуль «Основы православной культуры»? Ровно настолько, насколько «Основы иудейской культуры» или «Основы исламской культуры».

Эти модули изучают по выбору те дети, чьи семьи исповедуют иудаизм или ислам. Почему же мы, потомки православных, должны отказывать своим детям в изучении культуры своего народа? Абсурд какой-то получается!

Принцип светскости должен и соблюдается при изучении любого модуля: если детям встречается книга, картина, музыкальное произведение или фильм, где имеется событие, герой, историческая личность, относящиеся к религии, то ребенку необходимо объяснить это, обращаясь к религиозному знанию. Например, Вы посещаете Третьяковскую галерею, и экскурсовод подводит Вас к картине художника А. Иванова «Явление Христа народу». Будет ли рассказывать он Вам о том, кто такой Христос, почему он идет по берегу? Почему на него показывает Иоанн Креститель? Почему, наконец, картина так называется? Вопросы риторические.

Такой подход в образовании называется светским культурологическим.

В ОРКСЭ изучается не религия, а культура. Но учитель может с согласия родителей повести учеников, например, в храм на экскурсию, рассказать об устройстве церкви, познакомить с правилами поведения. Дети должны быть всесторонне подготовлены к жизни, чтобы в будущем не ощущали себя неловко в родном православном храме.

Убеждена, что наиболее интересный, воспитывающий, разнообразный и благодатный для души модуль – это ОПК.

– Почему так низка статистика выбора модуля «Основы православной культуры» (ОПК) в Республике Коми по сравнению с другими регионами? В чем главная проблема – на Ваш взгляд?

– Да, статистика показывает, что у нас в республике есть отставание от среднестатистических данных по России. И причины этому – тоже есть. Мы начали вводить предмет на два года позже, чем многие регионы. У нас не велись, за редким исключением, ни «Истоки» (как в Вологде), ни «Уроки добра» (как в Тамбове), ни ОПК (как в Курске, Белгороде, Смоленске). Если сравнить результаты выбора модуля, то наши данные вообще ниже в 3-4 раза, чем в этих городах.

Родители изначально оказались не готовы к выбору и предоставили все на «откуп» школе. Оказались не готовы и сами учебные заведения. Школы выбрали то, что им казалось легче и «безопаснее», тот модуль, по которому у них были учебники.

Сейчас в республике ситуация другая. Со стороны Министерства образования РК осуществляется строгий контроль за соблюдением регламента выбора модуля. Контролирует этот вопрос и епархия. Обязательным является присутствие на родительском собрании представителей религиозных организаций.

Вопрос о выборе модуля ставился на многих высоких собраниях и совещаниях. Рассматривала его Общественная палата республики. Результат 2016-2017 учебного года – налицо. Хотелось бы заметить, что юг республики (сельские районы) выбирает ОПК больше, чем северные (города). В одной из лучших школ республики МОУ «Объячевская» (она вошла в число 200 самых лучших школ в 2016 году) выбор ОПК – от 65 до 75%.

ОПК у нас выбрали в этом году 22,5%. В Сыктывкарской епархии – 25%, на Севере – меньше. Мы считаем это хорошим результатом, потому что в 2012 году эта цифра составляла 7,7%, в 2015 – 16,7%.

– Какая работа по популяризации православных традиций проводит- ся в республике сегодня?

– Могу сказать без ложной скромности, работа в этом направлении институтом ведется огромная. Все мои коллеги – профессионалы высокого уровня: Т. А. Ичёткина, В. Ц. Попова, Е. М. Михайлова, Н. Г. Торлопова, Д. В. Оксузьян. У нас молодой талантливый руководитель Т. С. Кальницкая.

Среди мероприятий особо хочется отметить форум «Рождественские чтения» (ноябрь), Дни славянской культуры и письменности (май), Стефановские чтения. Мы проводим много конкурсов для педагогов и детей. Самый значительный – «За нравственный подвиг учителя». Уже несколько лет у нас есть победители на межрегиональном конкурсе по Северо-Западу. Мы гордимся учителем их Ухты О. Н. Холодырёвой. Она два года держит первое место по РК и второе место – по Северо-Западу. Для детей проводим конкурс «Лето Господне», «Дорогие мои родители» и другие.

Очень значимыми являются семи- нары с приглашением лучших специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Костромы и других городов. Наши учителя получают хороший эмоциональный и интеллектуальный заряд на дальнейшую работу.

Многие мероприятия проводятся совместно с Сыктывкарской епархией. Активно начала работу и Воркутинская епархия: отец Рафаил (Воркута), отец Василий (Инта) и другие. В планах – создание на базе Сыктывкарской епархии института общественных методистов по ОРКСЭ. Сюда войдут представители общественности и священники.

Работа продолжается. Есть надежды на изменение ситуации к лучшему. Для этого необходимы совместные усилия общества, школы, родителей, взаимопонимание и уважение друг к другу, сохранение лучшего опыта прошлого. Слава Богу за все!

Беседовала Вероника Лудникова.

Фото из архива Нины Мищенко.

"Колокол Севера" №6(71) ноябрь 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *