«Русь еще жива, Русь еще поет…»

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%8c-%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0-%d0%b5%d1%80%d1%88%d0%be%d0%b2%d0%b0В наше непростое время верующие особенно остро нуждаются в православных стихах, музыке и других видах искусства, которые могут стать лучшей альтернативой западной культуре. К замечательным авторам, взявшимся воспевать Господа, относится и иеромонах Роман (Матюшин). Его творчество уже многие годы согревает усталые от жестокости этого мира души.

Монах Роман проживает в одиноком скиту Ветрово, где служит Богу, трудится, пишет иконы, стихи и песни. 107815312_3_k_stateОн несет свой монашеский подвиг в глухой местности неподалеку от деревни Боровик Псковской епархии. До скита можно добраться только лишь по воде и с провожатым. 16 ноября 2014 года отцу Роману исполнилось 60 лет, 35 из которых он посвятил монашеской жизни. Был и долгий 8-летний период безмолвия и тишины – Господь послал монаху испытание, отец Роман ничего не слышал и не говорил, а затем чудесным образом исцелился.

Путь отца Романа отнюдь не легок – подчас его не понимают, ему завидуют и чинят препятствия. Очень хорошо о его поэтическом пути сказал писатель Валентин Распутин: «Нынче заблудилась, оступилась и отпала от веры почти вся Россия, она по какому-то эху из прошлого, по смутному припоминанию изредка оглядывается на храм, мало-помалу избавляется от агрессивности в отношении церкви, стыдится за свое неумение похоронить близкого человека по обычаю предков, прислушивается к пробуждающемуся звону колоколов, к гармонии духовной музыки и пения. И вот в такие-то годы нашего духовного смятения дарованы нам песнопения, звучащие слегка похоже на слышанные песни под гитару, но только похоже, ибо они совсем иные, совсем об ином. Если поначалу иеромонах Роман находил неповторимую мелодию для каждого стиха, вторил себе в исполнении, рождая красоту сочетания голосов, то со временем он лишь обозначает едва слышными аккордами грани стихов, напевно читая их, как и дoлжно читаться молитве. Он развил в себе безошибочный тон чтения, переходящего в нужный момент на пронзительный взлет мелодии, когда воззвать иначе нельзя, равно как в Литургии есть органика перелива псалмов, проповедей, молитв и духовного пения, всему свое место, свой черед. Своим негромким пением иеромонах Роман привел в церковь таких, которые о небесном, быть может, никогда и не помышляли, которым прагматизм и соблазны жизни мнились самодостаточными».

В поэзии отца Романа можно найти все, что волнует сердца верующих. Например, плач по судьбе своей Родины и муки покаяния:

Прости, Господь, что так постыдно жил,

Простите все, обманутые мною…

Осталось мне – скитаться по Руси

Без племени, без роду и без званья,

На папертях Пречистую просить

Испить от вод покойных покаянья.

Трогают душу слова о присущей человеку падшести и грешности, заставляющие осознать, как трудно идти за Господом. Здесь и строчки о том, как важно не погружаться в мирскую суету и всегда внимать своей душе, чтобы наконец-то обрести свободу. А воспринять ее как дар мы можем, только лишь посвятив ее Господу: «Свобода истинная в Боге, она – Христом и для Христа!».

Иеромонах Роман с болью поет о том, что Русь теряет способность быть собой, сохранять свою культуру и веру, слушает чужие песни и поклоняется чужим богам: Режет уши мне неродной мотив, Ритмы чуждые, где вы взяли их? Кто сады свои под топор пустил, Тот питается от плодов чужих. А ведь Русь жива, пока за нее молятся и пока не оскудела вера православная. Об этом песня иеромонаха Романа «Господи, помилуй»:

Свечи, образа,

Мантии, кресты.

Братия поет

Грустный глас шестый…

Странники стоят,

Молится народ.

Русь еще жива,

Русь еще поет…

С музыкой такой

Хоть иди на смерть!

Много ли тебе,

Русь Святая, петь?

Когда слушаешь покаянные строки автора, твое сердце отзывается на них и молит вместе с ним Господа о прощении. Это уникальное уме- ние – писать стихи так, что каждый, кто захочет вслушаться, найдет в них себя, а также свое стремление к исповеданию и очищению грехов. И вот ты снова слушаешь песнопения иеромонаха Романа и снова молишься вместе с ним, изливая покаянные слезы и радуясь милости Божией и надежде на спасение:

... Блажен, кто, наполняясь тишиной

И внемля ей благоговейным слухом,

В обыденном постигнет мир иной –

Дыханье созидающего Духа.

В любой букашке и любом листе,

В мерцаньи звёзд и на земле унылой,

Куда ни глянь – повсюду и везде

Таится Оживляющая Сила.

Царю Небесный, Душе Всеблагий!

Тобой живится всякое творенье!

Пошли, да не похвалятся враги,

Лицу России Воду Обновленья.

...

Отчего всё поёт ключевою водой,

И светло, и покойно в природе?

Это свет Рождества Вифлеемской звездой

Над голгофой России восходит.

Нам смеются в лицо.

Скоморохов не счесть.

И поносят, поносят без меры.

Называют пещерными – нам это в честь:

Что дороже Христовой пещеры?

По-над Родиной свет.

На душе Благодать!

Оживают глаголы у сердца.

И готов вместо хлеба солому жевать,

Лишь бы в я́слях увидеть

Младенца!

...

Луна и снег.

И шорохи вдали.

Искрят покойно липы вековые.

Окошки от мороза поросли

Невиданною, сказочной ковылью.

Обилие и полногласность звёзд.

Мерцание, созвучное хваленью.

И необъятен, и безмерно прост

Подлунный мир в полночном просветленьи.

Во всём – отображенье Красоты,

Свечение Немеркнущего Света.

И сердце тает, тает в эту стынь

Благодареньем Первому Поэту.

...

Какая милость, что над нами Бог!

Какая радость – мы сосуществуем!

Земля и пепел, но Господь высок!

Лежим в грехах,

но Благость торжествует!

Нечисты мы –

Господь белей снегов,

Темны́ душой –

Господь светлее света,

Мы злобствуем –

Господь Сама Любовь,

Его дыханьем сущее согрето.

Так матерь не относится к сынам,

Ему же подобает Честь и Слава!

Ужели мало для блаженства нам,

Что есть Всемилостивый и Всеправый!

Подготовила Ксения Кравченко.

По материалам книги «Последний снег».

 Фото Елизаветы Ершовой.

«Колокол Севера» №5(64) сентябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *