Нас молитвой святой вознесет до небес…

Тысячами невидимых нитей связаны все уголки нашей необъятной Родины, поскольку в годы гонений на православный люд и духовенство многие из них в арестанских вагонах исколесили Матушку-Русь вдоль и поперек, от Дальнего Востока до самых западных областей. И везде эти духовные труженики оставили незримые и зримые следы своей деятельности. Незримые в виде воспоминаний людей, которые рассказывали о земной жизни святых, зримые – плоды их принудительного труда на строительстве каналов, железных дорог, заводов и фабрик. К числу таких духовных тружеников можно отнести и священноисповедника Виктора (Островидова), нашедшего свое последнее пристанище на многострадальной Коми земле в селе Нерица Усть-Цилемского района, где он отбывал свою последнюю ссылку и был похоронен 2 мая 1934 года.

В монастырь

О подвиге святого я узнал, изучая литературу по Великорецкому крестному ходу и истории Вятской епархии. В ноябре 2011 года я вместе с товарищем Игорем Ниссом (Царствие ему Небесное) посетил в Кирове Спасо-Преображенский женский монастырь, где находится рака с мощами св. Виктора – епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Священник прожил яркую жертвенную жизнь, ни разу не поступившись своей верой. В Киров мы ехали целенаправленно, по зову сердца, поклонится нетленным мощам епископа Виктора Островидова.

В обители нас уже ждала настоятельница -  игуменья София (Розанова), которую мы своевременно по телефону предупредили о своем приезде.

Матушка поведала нам о священноисповеднике Викторе (Островидове), где он служил, в каких местах отбывал ссылку и заключение, где похоронен и когда были обретены мощи епископа.

Особенно потряс меня ее рассказ о вскрытии останков святого  на кладбище села Нерица 1 июля 1997 года. Там присутствовали и местные жители, многие из которых скептически наблюдали за изыманием мощей после 63-летнего пребывания их в болотистой почве. Когда же взору присутствующих они предстали нетленными, местные жители опустились на колени, мужики и женщины плакали в голос, не стесняясь своей минутной слабости. Большинство из них впоследствии крестились.

Мы тепло расстались с игуменьей, я подарил ей несколько экземпляров нашей газеты «Колокол Севера» и две свои книги. В иконной лавке монастыря я купил житие святого, из которого узнал немало волнующих фактов о священноисповеднике Викторе.

В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Портрет часто привлекал внимание посетителей, люди спрашивали – кто этот человек. Желающим Дмитрий Сергеевич охотно и подробно рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов), человек, который спас ему жизнь на Соловках.

Впоследствии Д.С. Лихачев не раз говорил, что, находясь на Соловках, он понял отличительную черту «русской святости», открывшуюся ему в образе епископа Виктора, которая заключается в том, что «русский человек счастлив пострадать за Христа».

Путем крестным

Обстоятельства похорон владыки, как сообщает в его житии игумен Дамаскин, сопровождались чудом:

«Сестрам хотелось похоронить владыку на кладбище в районном селе Усть-Цильме, где жило в то время много ссыльных священников и где была церковь, хотя и закрытая, но не разоренная, а село Нерица с маленьким сельским кладбищем казалось им настолько глухим и отдаленным, что они опасались, что могила здесь затеряется и станет безвестной. Им с большим трудом удалось выпросить лошадь, якобы для того, чтобы отвезти заболевшего владыку в больницу. Они скрыли, что епископ скончался, из-за боязни, что, узнав об этом, лошадь не дадут. Сестры положили тело епископа в сани и выехали из села. Пройдя некоторое расстояние, лошадь остановилась, опустила голову на сугроб и не пожелала двигаться дальше. Все их усилия заставить ее сдвинуться с места не привели ни к чему, – пришлось развернуться и ехать в Нерицу и хоронить епископа на маленьком сельском кладбище. Они долго потом горевали, что не удалось похоронить владыку в районном селе, и только впоследствии выяснилось, что это Господь заботился, чтобы честные останки священноисповедника Виктора не были утрачены, – кладбище в Усть-Цильме было со временем уничтожено и все могилы срыты».

 

Опыт своего пребывания в Северном краю владыка Виктор (Отсровидов) запечатлел в стихах:

Наконец я нашел свой желанный покой

В непроходной глуши среди чащи лесной.

Веселится душа, нет мирской суеты,

Не пойдешь ли со мной, друг мой милый, и ты…

Нас молитвой святой вознесет до небес,

И архангельский хор к нам слетит в тихий лес.

В непроходной глуши мы воздвигнем собор,

Огласится мольбой зеленеющий бор…

 

Прошло много лет. Иеромонах Дамаскин (Орловский), известный составитель житий, работая в архивах в конце 70-х годов, ознакомился с делом епископа Виктора (Островидова). Была направлена небольшая экспедиция к месту захоронения святителя Виктора, в Коми АССР. В 1989 году епископ Виктор был реабилитирован. А 1-го июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора.

В августе 2000 года епископ Виктор (Островидов) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Святая Церковь совершает память священноисповедника Виктора (Островидова) 2 мая.

До 2005 года мощи святителя Виктора находились в Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре, располагавшемся на окраине Кирова в бывшем селе Макарье. После того, как монахинь обители перевели в Спасо-Преображенский женский монастырь, расположенный рядом с Трифоновым монастырем, туда же крестным ходом были перенесены и мощи владыки, где они покоятся и поныне.

В селе Усть-Цильма по адресу ул. Набережная, 27 сохранилась комната, где в 1932 году в ссылке жил свя­щен­но­ис­по­вед­ник Вик­тор (Островидов). В июле 2018 года православные Усть-Цильмы увековечили память об этом событии и установили на доме мемориальную доску с иконой святителя Виктора, исповедника, епископа Глазовского, викария Вятской епархии.

Николай Лудников

Житие

Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Вик­тор ро­дил­ся 21 мая 1878 го­да в се­мье псаломщи­ка Тро­иц­кой церк­ви се­ла Зо­ло­то­го Ка­мы­шин­ско­го уез­да Саратовской гу­бер­нии Алек­сандра и его су­пру­ги Ан­ны Ост­ро­ви­до­вых и в кре­ще­нии был на­ре­чен Кон­стан­ти­ном.

В 1888 го­ду, он был от­дан в при­го­то­ви­тель­ный класс Ка­мы­шин­ско­го духовного учи­ли­ща и через год был при­нят в пер­вый класс. По окон­ча­нии в 1893 го­ду учи­ли­ща он по­сту­пил в Са­ра­тов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и окон­чил ее по пер­во­му раз­ря­ду. В 1899 го­ду Кон­стан­тин по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию.

По окон­ча­нии в 1903 го­ду ака­де­мии Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич был удо­сто­ен сте­пе­ни кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом пре­по­да­ва­ния в Ду­хов­ной се­ми­на­рии.

28 июня 1903 го­да епи­скоп Во­лын­ский и Жи­то­мир­ский Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) по­стриг его в ман­тию с име­нем Вик­тор; на дру­гой день он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а на сле­ду­ю­щий – во иеро­мо­на­ха и вско­ре на­зна­чен в го­род Хва­лынск на­сто­я­те­лем ор­га­ни­зу­е­мо­го в это вре­мя Свя­то-Тро­иц­ко­го по­дво­рья Са­ра­тов­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря.

В 1905 го­ду иеро­мо­нах Вик­тор был на­зна­чен стар­шим иеро­мо­на­хом Иеру­са­лим­ской Ду­хов­ной Мис­сии.

22 но­яб­ря 1910 го­да Вик­тор Островидов был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Зеленец­ко­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та.

5 (18) сен­тяб­ря 1918 го­да ар­хи­манд­рит Вик­тор стал наместником Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры в Пет­ро­гра­де и через год, в де­каб­ре 1919 го­да, был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ур­жум­ско­го, ви­ка­рия Вят­ской епар­хии.

В 1919—1920 годах подвергался кратковременным арестам.

В 1921 го­ду вла­ды­ка Вик­тор был на­зна­чен епи­ско­пом Гла­зов­ским, ви­ка­ри­ем Вят­ской епар­хии, с ме­стом жи­тель­ства в Вят­ском Свя­то-Успен­ском Три­фо­но­вом мо­на­сты­ре на пра­вах на­сто­я­те­ля.

В дальнейшем вся его жизнь и служение были связаны с православными приходами Вятской земли.

12 (25) августа 1922 он был арестован и отправлен в тюрьму в Москву.

23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. В 1926 вернулся в Вятскую епархию.

14 мая 1926 в пятый раз арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии и 20 августа 1926 по постановлению ОСО КОГПУ приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской АО, жил в помещении под колокольней Никольского собора.

18 мая 1928 года приговорён по постановлению ОСО КОГПУ по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам лагерей.

С июля 1928 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении.

По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела 10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма.

10 мая 1933 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Вик­то­ра к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край. Вла­ды­ка эта­пом был от­прав­лен в тот же са­мый Усть-Цильм­ский рай­он, но толь­ко в еще бо­лее от­да­лен­ное и глу­хое се­ло Нери­цу. Вла­сти по­ме­сти­ли епи­ско­па в до­ме пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та и пер­во­го ор­га­ни­за­то­ра кол­хо­за в этих ме­стах. Сю­да к нему при­е­ха­ла по­слуш­ни­ца Алек­сандра.

30 ап­ре­ля у владыки под­ня­лась вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра и по­яви­лись при­зна­ки се­рьез­ной бо­лез­ни. При­шед­ший к прео­свя­щен­но­му врач-свя­щен­ник ска­зал, что вла­ды­ка за­бо­лел ме­нин­ги­том. Через день, 2 мая 1934 го­да, прео­свя­щен­ный Вик­тор скон­чал­ся.

Похоронен священник на кладбище села Нерица.

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 2 мая.

«Колокол Севера» №5(88) ноябрь 2019 г.

Использованная литература:

– Абызова Э.Б. Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский, и академик Д.С.Лихачев: встречи в Соловецком лагере (1928-1931 годы);

– Дамаскин (Орловский), игум. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии;

– Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Издание Свято-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы, 2000;

– Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб., 1997;

– Сикорская Л.Е. Новомученики и исповедники Российские перед лицом богоборческой власти: святитель Виктор (Островидов).  М., 2011.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *