Конкуренция в образовании: палочка-выручалочка или яблоко раздора?

Фото сайта «Православная жизнь»

Сегодня большинство сфер нашей общественной жизни находится под влиянием принципов и норм капиталистического хозяйственного уклада, одним из которых является конкуренция – состязание ради лучших результатов. И образование здесь не является исключением.

Однако эффект от внедрения этих идей в систему образования оценивается педагогами неоднозначно: люди, привыкшие больше обращать внимания на духовно-нравственные отношения, выражают обеспокоенность. Наша задача – разобраться в данном явлении с позиции православной христианской веры.

Сущность образования с точки зрения Библии

Как повествует книга Бытия, человек создан по «образу Божию» (Быт. 1, 27), т. е. наделён особыми качествами, делающими его участником божественной жизни: духовностью, свободой, разумом, творчеством, совестью, бессмертием, речью. И целью существования является совершенствование, уподобление в максимально возможной степени Творцу как своему Первообразу.

Изначально вложенная в человека тяга к лучшему может быть названа старославянским словом «рвение». Семейное и общественное образование должно давать человеку знания, направлять силы его души к созидательному труду, любви к Богу и ближним.

Однако трагическое отчуждение людей от Творца, произошедшее от Адама и Евы, привело к искажению этого здравого «рвения», превращению его в самолюбивую «ревность», тесно переплетённую с завистью, тщеславием, сребролюбием, ненавистью и прочими страстями.

Конкуренция в современной школе

Несомненно, сегодня появилось немало положительного – информация стала более доступной, появились новые способы обучения, развивается система добровольчества, декларируется возврат к традиционным ценностям и сближению с Церковью как хранительницей этих смыслов, уделяется внимание патриотическому воспитанию, а с недавнего времени и трудовому.

Однако живой, деятельной веры в людях мало, поэтому зачастую стремление к всесторонней образованности становится греховным, не приводящим к истинной цели – сближению с Богом и с ближними. В чём это проявляется?

Во-первых, учёба, карьера и материальное благополучие стали иметь преобладающее значение по сравнению с духовными благами. И это приводит к формализации самого образования, падению ценности знаний и их уровня, а также к другим социальным явлениям, например, к искусственному увеличению возраста вступления в брак или даже вовсе отказу от семейной жизни и деторождения. Постоянная гонка за событиями и мероприятиями не даёт возможности человеку включать «глубинное мышление» и не только размышлять о спасении, участвовать в богослужении, молиться и изучать заповеди Всевышнего, но иногда и вовсе анализировать события и поступки повседневной жизни.

В некоторых аспектах образование сужается, минимизируется до сугубо профессиональных навыков в ущерб разностороннему развитию в нём интеллигентности как способности понимать боль мира и сострадать ей. Возросшее же количество предоставляемых знаний и переход образования к непрерывному и пожизненному режиму не только не решают эту проблему, но даже, пожалуй, усугубляет её, по характеристике апостолом Павлом людей такого склада: «Всегда учащихся и никогКонкуренция в образовании: палочка-выручалочка или яблоко раздора? да не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7). Подчас ситуация доходит даже до отрицания общего образования как такового, стремления к предельно раннему и ускоренному изучению отдельных наук, к сведению его лишь к сдаче ЕГЭ по необходимым для поступления в вуз предметам.

Второй опасный аспект – развитие в учащихся и учащих страсти тщеславия. В православном понимании этот грех заключается в наслаждении души вниманием и похвалами человеческими при забвении о славе Божией. «Как вы можете веровать, – говорил Христос, – когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).

В наших образовательных организациях преувеличенно восхваляют лучших учеников и их наставников, их награды и достижения, иногда – через сами названия мероприятий, подчёркивая одарённость и исключительность одних и тем самым исподволь унижая других, наделённых менее заметными интеллектуальными способностями. Благо, что в русском культурном коде пока ещё сохраняется христианская скромность, не поддерживающая хвастовство и зазнайство. Но редко, очень редко можно услышать в торжественных речах благодарственное указание на премудрость Божию, от которой получает просвещение всякий человек. Забвение Бога и своей души подчас приводит молодых людей к необратимым, трагическим последствиям. И это не только акт преступной натуры, но и следствие тех негативных процессов отчуждения от добра, которого может лишиться школа, основанная на личных амбициях, идее конкуренции и недоверия. «Нравственность неразрывно связана с религией и в отрыве от её превращается в плод, красивый внешне, но гнилой внутри, в цветок, посаженный в вазу: лишённый корней, он обязательно завянет. И абстрактная нравственность, лишённая смысла и своей цели за чертой смерти, превращается в лицемерие. Это закон», – пишет учитель-литератор Николай Алексеевич Лобастов в книге «Россия: третий путь».

Не остаётся без последствий такая образовательная политика и для учительской среды: некоторые перестают делиться опытом или это делают только на коммерческой основе, происходит процесс отчуждения учителя от учащихся и родителей и «вымывания» из педагогической среды тех, которые не согласны с установками соперничества и «материализации» в образовании. Они не хотят тратить силы души и время на конкурсы и публичность, «свечение» в социальных сетях, остаются в тени и поэтому не получают той необходимой поддержки общества, которую заслуживают.

«Не нам, не нам, но имени Твоему, Господи, дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113, 9), – эти слова должны быть девизом всякого ученика, педагога и руководителя. А любая исключительность и одарённость должны побуждать человека к осознанию своей сугубой ответственности перед обществом за употребление своих талантов на благо людям.

Горькой действительностью нашего времени является переплетение научно-образовательных достижений со сребролюбием. По свидетельству педагогов, выплаты и премии часто становятся главным мотиватором к аттестациям, собиранию портфолио, получению категорий. Очень жаль, что и для учеников сегодня устроена система денежных бонусов за места на олимпиадах и другие результаты. Власти регионов, со своей стороны, соревнуются друг с другом и пытаются финансово стимулировать статистику «стобалльников», «призёров», потому что соответствующие рейтинги отслеживаются на федеральном уровне.

Деньги, будучи сами по себе нравственно нейтральны, являются всё же жёстким количественным измерителем отношений, тем самым принижая сущность любви как проявления божественной, а значит бесконечной жизни. В другом понимании деньги, открывая доступ к обладанию материальными благами, способны становиться сами объектом любви, заменяя тем самым в сердце и Бога, и окружающих людей. Поэтому было бы желательно вовсе исключить финансовые поощрения из системы стимулов или сделать их менее вожделенными, не подменяющими идею служения, такими наградами, которые будут способствовать профессиональному росту и здоровью педагога и гармоничному развитию школьника.

Кроме того, школы и педагоги получают бонусы не всегда заслуженно и справедливо: часто результат ученика – заслуга репетитора или семьи, или вообще не соответствует реальному уровню, является «надувным». Таким образом, незаслуженная стимуляция порождает ложь и утверждает её в дальнейшей деятельности образовательных учреждений.

Если рассматривать образование как конкурентную борьбу, то «неценовой» характер награждений победителей, как учителей, так и школьников, слишком узок и почти не имеет системы, кроме присуждения медалей. Поэтому почти неизбежно для учителя он становится «ценовым», а для образовательной организации приносит много неприятностей в связи с желанием родителей обучать ребёнка в престижном учреждении, в том числе со скандалами, жалобами, судами и коррупцией.

Наконец, дух конкуренции, на наш взгляд, приводит к глубинному разобщению людей. Хотя на словах декларируется, что «все одинаково молодцы» и «побеждает дружба», постоянная мысль о соперничестве и борьбе за выживание создаёт атмосферу недоверия.

Учительство – не просто «трансляция знаний»

Ослабляют школу и те процессы, которые происходят в школьном коллективе: социальная несправедливость в заработной плате администрации и учителей. Сплочённый педагогический коллектив возможен только в условиях сотрудничества и взаимопомощи. По свидетельству современных педагогов, они почти перестали общаться, деловые и дружеские связи ослабли, утратились основы педагогического коллектива, которые считались одним из главных условий эффективности школы. Педагогический совет как своеобразная светская форма соборности также изменился, учитель во многом перестал быть полноправным членом образовательного процесса, его мнение, его волеизлияние уже не является определяющим.

Соблазнительным девизом нашего времени является формулировка цели жизни как «самореализация» с некоторым эгоистичным оттенком. В государственных документах и речах руководителей образовательных организаций часто стало звучать слово «успех», воспитывающее индивидуалистов. Христианская же вера настраивает людей на милосердие, сострада- ние, терпимость, «несение тягот друг друга» (Гал. 6:2), учит воспринимать ближних как частички одного организма. Педагогика сама по себе христоцентрична – другой она быть не должна.

Учительство есть не просто «трансляция знаний», а служение более сильного – слабому, «первого» – «последним». Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы всё пребывало в единодушии и великом согласии». Поэтому надо настраивать учителей в современной системе образования в большей степени не на высшие достижения отдельных учеников, а на помощь отстающим, или лучше сказать – на формирование класса как единого организма, в котором каждый служит общему делу своими способностями.

Участие в конкурсах и грантах, требующее огромных интеллектуальных, временных и психологических затрат, отвлекает силы педагогических коллективов и отдельных педагогов от непосредственных обязанностей учить детей и их воспитывать. Необходимость участия в них инициируется администрацией, но не связана с планами и интересами учителя, что создаёт ненужное напряжение в образовательной организации. Иное дело, когда мотивом для таких дел становится внутренний порыв, желание сотворить порученное дело превосходно, во славу Творца и на благо людям.

В настоящее время пересмотра допущенных в минувшее тридцатилетие ошибок «западнопоклонничества» надо осознать происшедшее изменение языковой картины мира россиян, искоренение из педагогической науки и обихода русских слов и понятий, например: учительское служение → предоставление образовательных услуг; соревнование → конкуренция, сотрудничество → партнёрство, любовь → эмпатия и т. д. Это не одно и то же. Языковая агрессия приводит к изменению сознания народа и генетического кода нации. Эти процессы надо обращать вспять через покаяние, молитву, обращение к древним текстам Священного Писания и святых отцов.

Таким образом, вопрос о конкуренции в образовании – спорный, неоднозначный, создающий немалое напряжение в социуме. Внедрение рыночных отношений в образование вызывает сопротивление. Отрыв образовательного процесса от живой связи с Православием и отечественной традицией приводит к постепенному одолению первого материалистическими идеями всеобщей «борьбы всех против всех». Мотивы эффективности вряд ли могут оправдать моральные потери на этом фронте: атомизацию людей, распространение гордыни и любви к деньгам, превращение учебных заведений в «бизнес по оказанию образовательных услуг». Надо идти более трудным, узким путём: учить детей и молодёжь руководствоваться мотивами совести, взаимной любви, ответственности перед Всевышним. Пожалуй, в воспитательной работе надо чаще подчёркивать роль семьи и общества в формировании личности, а значит – и её взаимную ответственность за сохранение традиций и укрепление этих драгоценных учреждений. Достоин внимания и поддержки подход, когда ученик не сопоставляется напрямую с другими по отдельно взятым показателям, а воспринимается как уникальная, призванная к богоподобию личность, долженствующая раскрыть и употребить свои таланты во славу Отца Небесного и во благо ближним.

Приглашаем педагогов и родителей к разговору, будем рады вашим откликам.

Иерей Максим Стыров, Нина Мищенко, Денис Оксузьян, Леонид Носов

«Колокол Севера» №5(112) ноябрь 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *