Дистанционное обучение: за и против

Приближается уже новый учебный год, пандемия, как говорят, идёт на спад, а споры о дистанционном обучении не утихают. За два-три месяца педагогический термин вошёл в активный словарь, адаптировался к законам русского разговорного языка и стал называться просто «дистанционка» (ДО).

В Интернете обсуждение бурно продолжается, отзывы разные, больше – негативные, особое неприятие вызывают упорные слухи о том, что дистанционка будет введена в России вместо традиционной формы обучения.

Почему такими острыми являются продолжающиеся дискуссии?

Чиновники от образования, члены Государственной думы и другие официальные лица уверяют народ, что дистанционное обучение – временная мера в связи с пандемией ковида, она, дай Бог, закончится к сентябрю, и все дети 1 сентября снова сядут за парты. А тот опыт, который приобрело российское образование в марте-июне 2020 года, пригодится в дальнейшем для частных случаев или таких же форс-мажорных событий, как нынешняя эпидемия.

Даже президент В. В. Путин в одном из своих выступлений коснулся этого вопроса. В статье на канале РБК читаем:

«Президент России Владимир Путин на совещании по ситуации в системе образования в условиях пандемии коронавируса отверг полный переход на дистанционную форму обучения. Стенограмма опубликована на сайте Кремля.

«Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию», — заявил он».

Казалось бы, глава государства расставил все точки над «и». Но давайте ещё раз внимательно перечитаем слова президента. В комментарии, приведённом выше, обратим внимание на ключевое слово «полностью», которое совершенно изменяет смысл информации. Полностью не будет заменено, значит, частично это всё же произойдёт?

 
Нина Михайловна Мищенко, Серафимовский учитель, зам. председателя Православного педагогического общества РК имени святителя Стефана Пермского

Как педагог с 49-летним стажем работы, видевший на своём веку много всяческих реформ в системе образования, хочу отметить: учителя, как и врачи, совершили в этот период подвиг: именно на их плечи легла основная тяжесть «дистанционки». Без профессиональной подготовки, не имея опыта, технических средств, сутками они стояли на вахте и смогли худо ли бедно ли завершить учебный год. Правда, об этом подвиге скромно умалчивают, даже раздаются крики ретивых людей, совершенно далёких от школы, что учителя отдыхали и взвалили свою работу на плечи родителей, поэтому им за эти месяцы никаких денег выплачивать не нужно. Действительно, многим учителям не выплатили стимулирующие, мол, сидели дома, уроков не вели, воспитательная работа не проводилась.

Родители, которые кричат громче всех, должны увидеть главный недостаток чад – их неумение работать самостоятельно, и давно должны понять, что не следует выполнять домашнюю работу за детей, а то это придётся делать им в колледже и институте.

Преодолев растерянность, педагоги смогли мобилизоваться, определиться с нагрузками и оцениванием. Конечно, педагогическая совесть не позволила им ставить плохие оценки, потому что выполняли дети эту работу самостоятельно. И это был один из положительных моментов.

Учителя не потеряли связь со своими учениками и их родителями, хотя коммуникация была затруднена.

Родителям, конечно, тоже было несладко, как и учителям, которые на себе испытали дистанционное обучение, поэтому их тоже страшит то, что оно будет на постоянной основе. Многие предполагают, что это было репетицией, так сказать, «пробой пера» к кардинальному изменению системы образования в стране. Есть ли причины для тревоги и подобных выводов? К сожалению, есть.

Очень смущает то, что вопросами внедрения дистанционного обучения занимаются не учителя, не учёные и методисты, а банкиры и экономисты, некоторые из них позволяют себе высказывания о необязательности обучения всех детей.

Отсутствие позитивных результатов модернизации образования за последние десятилетия тоже играет свою роль, наталкивает на мысль о деструктивном характере всех этих нововведений. За 30 лет реформ мы не можем порадоваться ни одному достижению: качество его упало, результаты «воспитания» налицо, территориальные педагогические университеты и институты прекратили своё существование как самостоятельные единицы, возник серьёзный дефицит учительских кадров, система повышения квалификации деформировалась, более 20 лет на курсах не читается сам предмет, лишь технологии, ФГОСы и нормативное обеспечение. А учитель более всего нуждается в обновлении знаний по предмету, который преподаёт!

Меня как педагога удивляет и то, что большинство инноваций в образовании (равно как и других начинаний в России) вводится без широкого обсуждения, часто негласно, и главное – без апробации. Если вспомнить реформы образования в СССР, то они проходили только после серьёзного и глубокого изучения и эксперимента.

Если говорить о дистанционном обучении, то мне лично неизвестны имена учёных, которые научно обосновали его позитив, я не знаю об эксперименте (кроме двухгодичного московского опыта), ни о мониторингах в различных регионах России. Тем не менее, подготовка к введению нового формата в образовании уже началась.

Министерство просвещения РФ срочно подготовило список ресурсов, рекомендованных для использования педагогами, учениками и родителями. В него вошло 15 онлайн-платформ и сервисов, в том числе РЭШ, МЭШ, «ЯКласс», «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Фоксфорд», InternetUrok, Skyeng, соцсеть «ВКонтакте» и другие. Этот список подготовлен уже после окончания дистанционного обучения, и в нем перечислены весьма известные сервисы, в которые вложены солидные деньги. О чем это может говорить?

Работая в Коми республиканском институте развития образования (сейчас больше года на пенсии, но живо интересуюсь тем, что происходит в отрасли, которой я посвятила свою жизнь), стала свидетелем очень интересной встречи. Группа московских товарищей, коллег из академии повышения квалификации, представила нам один из проектов будущего дистанционного обучения.

По их словам, начальная школа останется как есть, там будут учителя для всех детей – читать, писать, считать нужно научить всех. А в средних и старших классах обучать всех и всем наукам неэкономично, поэтому и незачем. Нужно выбрать одарённых, собрать их в центрах – базовых школах. Там будут работать талантливые учителя, детей будут ускоренно и успешно готовить по определенным направлениям, в результате чего эти учащиеся переходят в соответствующие профильные вузы. Именно такая система образования, по их мнению, обеспечит России прогресс в экономике и науке. Базовые обязуются курировать все остальные школы, где дети будут под наблюдением тьютера смотреть на экране разработанные ими уроки или заниматься дома, используя Интернет.

Для ребят, проживающих на отдалённых территориях, где экономически невыгодно содержать штат целой школы, достаточно тьютера (в дореволюционной школе – смотрителя), который займётся организацией «удалёнки».

Если это всё проецировать на нашу республику, на территорию с низкой плотностью населения, то по логике экспериментаторов должно остаться 2-3 базовых школы в городах, по одной – в районных центрах, всё остальное – «дистанционка».

То, что дистанционное образование уступает традиционному, однозначно отмечают все пользователи Интернета (за редким исключением): называют отсутствие материально-технической базы, неготовность руководителей школ и учителей, неумение организовать самостоятельную работу детей и родителей на дому, отсутствие живого общения, низкий уровень обратной связи и многое другое. Сторонников внедрения в жизнь всеобщего дистанционного обучения не смущают аргументы против. Они считают, что достоинств значительно больше. Напрягают два момента: никто не отрицает западного инициатора дистанционного обучения в России и того, что оно будет носить массовый характер. Это понимают многие граждане.

В этом случае хорошее образование станет элитным, для одарённых или детей из обеспеченных семей. А остальные дети, особенно сельские, будут учиться дистанционно. Кто-то скажет, что это из области фантастики, плод беспокойного воображения… Но факты – упрямая вещь. Сколько лет проводится в образовании политика, нацеленная на «одарённых»? Более 15 лет. Почему модернизацию образования проводят не профессионалы, а экономисты и банкиры? Почему вычеркнута из педагогики и образования отечественная традиция? Почему образование стало «услугой»?

Подводя итоги тревожных размышлений о будущем нашего образования, о судьбе наших детей и внуков, сделаем некоторые выводы. Мы, родители и педагоги, должны быть готовы к любому повороту событий.

Считаю, что в основе дистанционного обучения должна быть свобода выбора как для учителя, так и для ребёнка, а не навязывание всем и вся. Мы не должны допустить всеобщего или массового перехода обучения на «дистанционку». Активные родители тысячами собирают подписи против. Дистанционное обучение должно стать подспорьем в образовании школьников на случай эпидемий, актированных дней, болезни отдельных учеников или педагогов.

Есть очень небольшая часть школьников (за мою двадцатилетнюю практику их встретилось 3-4 человека), которые могли бы самостоятельно с большим успехом усваивать материал за более короткое время. Это дети с очень высокой способностью внутренней организации и дисциплины. Только они готовы к ДО. Правда, это тоже не новость: в СССР был экстерн, им пользовались те, которым такое обучение было необходимо. Теперь у таких школьников в помощь будут не только учебники и словари, но и интернет-ресурсы.

Для всех остальных детей, кроме тех, кто не желает учиться совсем, кто систематически нарушает дисциплину, должна быть обычная школа с учителем, классным коллективом, оцениванием.

Самое печальное в предполагаемой системе – это деление детей на «одарённых» и «неодарённых». Нет неодарённых детей. И одарённость – дар Божий, она проявляется в разное время, как по разным причинам просыпается в ребёнке мотивация и горячая жажда знаний. Одна моя одноклассница, до 9-го класса троечница, в старших классах начала учиться на «4» и «5», поступила в фармацевтический вуз, преодолев огромный по тем временам конкурс 10-12 человек на место, успешно работала в профессии.

Да и какие дяди и тёти эту одарённость усмотрели или не усмотрели – это тоже вопрос. Не рискуем ли мы оставить Россию без Левшей, Королёвых, Кулибиных, приклеивая им ярлык?

Поэтому я поддерживаю большинство людей, выступающих против массового и тотального введения дистанционного обучения. И последнее: извечный русский вопрос «Что делать?». Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён. Необходимо быть готовыми к любому развитию ситуации всем участникам образовательного процесса.

Настоятельно рекомендую родителям и руководителям школ поберечь опытных учителей, попросить их остаться в школе и продолжить работу с детьми.

Родители, хотят они или нет, всё равно вынуждены будут участвовать в образовательном процессе не как «принимающие услуги», а как полноценные партнеры, конечно, если хотят дать лучшее образование своим детям. Им необходимо сейчас позаботиться о компьютерах и Интернете, самим подучиться, познакомиться с сайтами ДО, пока есть время.

Я бы рекомендовала приобрести (можно скооперироваться группой) советские учебники, они есть и в печатном виде, и в электронном. На мой взгляд, очень хороший вариант удалёнки – домашнее образование группой, например, как в Русской школе. Опыт таких школ в России и в Республике Коми имеется.

Нина Мищенко

Фото сайта Правмир

 

«Колокол Севера» №3(92) июнь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *