Вся премудростию сотворил еси!

Философ Сергей предпочел Парижу православный Ольхон

Не знаю, как у других, мое сердце всегда сжимается, когда я узнаю, что тот или иной молодой человек уехал работать и жить за границу – словно здесь, в России, его таланты и умения никому не нужны. С одной стороны – в этом посыле, конечно, есть доля правды, трудно у нас человеку творческому, свободомыслящему, стремящемуся реализовать свои идеи. А с другой – ну не могу я понять, как же можно счастливо жить без Родины, с ее удивительными красотами и потрясающими людьми, а главное – без православной веры, которой там, куда уезжают молодые гении и таланты, не так уж и много. И как часто бывает, когда недоумение это грозит перерасти в уныние и скорбь, Господь посылает утешение…

Благословенный Байкал

«Славное море, священный Байкал» - кто из нас не помнит этой песни? Вот и у нас в головах она звучала все то время, пока мы растворялись в красотах этого удивительного и уникального для всего мира места. Впечатления не успевали осознаваться и закрепиться, душа просто радовалась величию Бога, сотворившего такое удивительное и неповторимое чудо, а глаза старались впитать в себя всю бесконечную палитру красок, окружавших нас.

Удивительна природа на острове Ольхон, и не менее удивительны люди, живущие на нем. Вызывает уважение бережное хранение памяти о своем роде каждого бурята – он должен не только знать название своего рода (их всего около 80), но и всех предков до седьмого колена (некоторые же знают до двадцать пятого!) Возможно, именно поэтому на острове царит атмосфера взаимопомощи и уважения, поддержки друг друга в радости и в горе. Жизнь бурят не просто тесно связана с природой, она определяется ею независимо от времени года – погода на Байкале сурова и непредсказуема. А потому буряты всегда были религиозны, обожествляя силы природы: шаманизм на острове до сих пор – определяющее всю жизнь местного населения верование. И тем более замечательно было узнать, что на острове вполне уверенно себя чувствует и Православие! На острове возвышается церковь, в которой служит «свой», местный батюшка (практически вымоленный прихожанами), и почти ежедневно на службах возносится слава Богу!

И вот мы в храме, маленьком и очень уютном. Удивляет сразу многое: количество прихожан, лавочка без привычной там бабушки, принимающей записочки и продающей свечки (сам пишешь поминовения, сам бросаешь пожертвование в ящик, даже книжку можешь сам приобрести), необычная роспись храма, иконы.

Под ангельское пение церковного хора, всеми силами сопротивляясь желанию покрутить головой и рассмотреть все получше, по мере своих немощных сил помолились соборной молитвой, под впечатлением проповеди батюшки вспомнили о своих грехах…

После службы я подошла к протоиерею Василию Махову с просьбой рассказать о храме. Батюшка с сожалением сказал, что он торопится, уезжает сейчас на «большую» землю на встречу с епископом и посоветовал поговорить с прихожанами – они, мол, знают больше. Первые же женщины, к которым мы подошли, немного подумав, ответили, что нам нужен Сергей Еремеев. «Да вы его видели – на клиросе, с бородой такой». Ну да, видели, конечно, сложно было не заметить статного молодого красавца с шикарной черной бородой, которого мы поначалу приняли за диакона. Мы растерянно оглянулись – храм опустел, клирошане давно убежали по своим делам. Но приветливые прихожанки нас успокоили: «Не беда! Его дом – вот он, чуть за ограду храма выйдете. Не робейте, стучите, Сергей вам все расскажет!».

Легко сказать «не робейте». Как-то негоже уставшего человека отрывать от трапезы, к которой он точно сейчас приступил, да и вообще совершенно неприлично стучаться в дом абсолютно незнакомого человека.  «Как это незнакомого? – подумала я. - Брата во Христе!". И открыла калитку….

Нас встретила огромная собака, заставившая застыть в нерешительности. Но через несколько секунд распахнулась дверь дома, оттуда вышел хозяин и с улыбкой сообщил, что нам совершенно ничего не угрожает. И вот мы за столом во дворе дома. Почти сразу же миловидная девушка (о, тоже певчая – отметили мы) принесла нам угощение – молоко от ольхонских коз (вку-у-усное, скажу вам). «Настя – представил нам ее Сергей. – Ну, спрашивайте».

И потекла беседа. И стало мое сердце наполняться радостью и благодарностью к Богу за то, что есть на нашей земле такие удивительные люди, а глаза – слезами за то, что не оставляет нас Господь своей милостью, даруя нам в утешение такие встречи.

Рождение храма

Уход из жизни супруга – переломный момент в жизни каждой, кто это пережил. Кто-то замыкается в себе, уходит в «затвор», переживая горе, кто-то приходит к Богу, если до этого жил без Церкви, кто-то повторно выходит замуж и строит свою жизнь с чистого листа. Но есть разряд благочестивых вдов, которые, помня и продолжая любить усопшего мужа, нерастраченную любовь свою и силы обращают на тех, кто рядом, живя по Божиим заповедям по мере своих сил и возможностей. Иркутянка Наталья, став вдовой, тоже горевала о муже. И хоть не советуют святые отцы доверять снам, но всё же есть сны, которые нам посланы с неба как посыл, просьба, повеление. Вспомним, хотя бы, историю обретения Казанской иконы. А потому, когда Наталье в тонком сне явилась Богородица и велела, продав квартиру, купить дом на Ольхоне и построить на острове церковь, она, посоветовавшись со священниками, решилась на выполнение небесного распоряжения.

А растянулось это на целых 6 лет! Средств от проданной квартиры после покупки дома осталось не так уж много, поэтому создателями и жертвователями этого храма следует считать не только Наталью, но и всех жителей острова и туристов, которые, узнав про такое благое дело, внесли свою лепту – финансами, трудом, советами, стройматериалами, молитвами. А молитвы были очень горячими. Людям «материковым» трудно себе представить, что это такое: строительство на острове, на тот момент даже не электрифицированного. Доставка не только крупных стройматериалов, но даже любой маленькой, но необходимой для стройки вещи превращается в целую проблему: мало того, что это сначала нужно перевести на пароме, так еще на самом острове по сути нет дорог… И хоть много трудностей вставало на пути строящих храм, мне видится, что проект этот был обречен на успех. В том месте, где сама природа призывает людей славить Бога за творение такой неземной красоты, не может не быть церкви – места для соборной молитвы, для выражения любви к Господу!

И встал храм на знаковом месте острова, недалеко от горы Шаманки, почитаемой местными бурятами, как бы соединяя собой красоту небесную и земную. Да вот только не было у дома земного хозяина – на службы в субботу-воскресенье приезжал священник, заботам которого было поручено еще несколько приходов в разных поселочках Прибайкалья.

Но Всеведущий Господь, зная об этом, уже реализовывал свои планы, к тому времени уже несколько лет вплотную занимаясь судьбой Сергея.

История Сергея и Насти

У меня создалось впечатление, что жизнь Сергея всегда проходила под особо бдительным Божиим оком, впрочем, как и каждого из нас. Родился он в Германии, в семье военного. Образование получил прекрасное: Московский университет (гуманитарное управление), Парижский университет (философское отделение). Учился и работал - и в Москве, и в Париже. Первая часть его жизни протекала как у большинства молодых русских людей того времени - ночные клубы, казино, пижонство, модная машина, отдых за границей...

Вот там-то, на Кипре, и подготовил Господь для него встречу, послав ему четырех монахов. Они, услышав русскую речь, обратились к нему с просьбой их подвезти. Добрый парень Сергей не отказал, а по дороге услышал от пассажиров, что сам Бог им послал такого помощника - с именем Сергей, ведь они из числа братии Троице-Сергиевской Лавры, что под покровительством игумена всея Руси Сергия Радонежского. Впрочем, ни в какие подарки от Бога Сергей не верил, а воспринял эту историю как простое приключение. Со смехом рассказывая через несколько дней своей знакомой о том, каких чудных людей он вез от высокогорного монастыря, махнул рукой в сторону стоявших неподалеку монахов: "Вот, и одеты были как те!». И вдруг в ответ донеслось: "Сергий! Опять тебя послал Бог нам! Отвези, пожалуйста, обратно в монастырь!". Оглядываясь назад, понимаешь, что, скорее всего, не Сергия Господь послал братии, а наоборот - насельников самой известной в России обители – обычному русскому пареньку, тем самым предуготовляя его к православной миссии.

Выполнил Сергей просьбу монахов, отвез в монастырь, да и сам там остался на ночь. Только вот поспать ему не удалось - всю ночь он с интересом слушал одного из своих новых знакомых - игумена Лазаря, который рассказывал ему о своем пути к Богу и о той радости, которую дарит человеку жизнь со Христом и во Христе. Как горчичное зерно, запал в душу Сергея этот рассказ. Вернувшись в Россию, он поехал в Лавру, встретился там с игуменом Лазарем и там же прошел духовное крещение: впервые исповедовался и причастился.

Но слаб и уязвим был еще появившийся росточек веры, и хотя Сергей после этого еще в несколько монастырей съездил, но яркая мирская жизнь победила: на первое место вышла карьера. Вот тогда-то и поступил в Парижский университет. И Господь еще раз послал ему шанс, направив его стопы во время одной из прогулок по узким улочкам Парижа к русскому храму во имя благоверного князя Александра Невского. Сергей зашел в церковь и увидел там объявление о наборе слушателей в знаменитый Богословский институт им. Сергия Радонежского. Как все опять сложилось! Человек неверующий скажет - совпадение, знающий же поймет - Божий промысел, Его рука.  С тех пор дорога Сергия, может быть, и не очень пряма, но имеет своей главной целью - служение Богу.

Каждый воцерковленный человек знает, что на самом первом этапе Господь очень близко с человеком, посылает ему Свою помощь, благодать, которые позволяют новообращенному так глубоко погрузиться в общение со Всевышним, чтобы потом, в минуты кажущейся богооставленности, которые  случаются у всех, вспоминать и поддерживаться ими. Воодушевления Сергея хватило и на лекции в Богословском институте, и на церковные службы, и на глубокое изучение Священного Писания, и на паломничество на Афон. Казалось, логическим завершением этого всего было бы пострижение Сергея в монахи. Но Господь берег его для другого.

Париж не только раскрыл сердце Сергея навстречу православной вере, но и даровал ему его спутницу - Анастасию. Она, уроженка Пятигорска, тоже приехала в Париж учиться, по специальности "Управленец гостиниц". Господь не оставлял молодых, и каждый раз разрешал самые трудные вопросы. Так, Настя не хотела возвращаться в Москву после обучения, рассчитывая работать во Франции - но ей не продлили визу, и она автоматически согласилась с решением Сергея, который рвался вернуться в Россию. Правда, пока он жил на Кипре, гостил у афонского монаха, архимандрита Лазаря, тогда – настоятеля ларнакского храма святого Лазаря. На последние деньги, которых хватило как раз на билет до Кипра, Настя приезжает к Сергею. А там священник Савва специально для них собирает деньги на дорогу в Москву.

Венчались они уже дома, а Таинство совершал не кто иной, как игумен Лазарь, наверняка радуясь за молодых и славословя Бога. Господь послал новоиспеченной брачной паре подарок на такое великое событие: их взяли на работу в Израиль от Московской Патриархии, поручив ввести в эксплуатацию большую русскую паломническую гостиницу рядом с храмом Рождества Христова в Вифлееме. Год, проведенный вдалеке от Родины, помог им понять, что дальше их жизнь не может быть отделена от святой Руси.

Господь знает все наши чаяния и желания. И благим помогает исполняться. Когда московская суета начала тяготить ребят, хорошей  работы не было, да и детей Господь не посылал, один священник порекомендовал Сергею обратиться к его знакомому, который жил на острове Ольхон. У него был свой туристический бизнес, и он нуждался в работниках со знанием языков.

Сергей бывал на Ольхоне, знал и любил эти места, далекие от мира и суеты. А вот Настя, с трудом найдя на карте маленький остров, поначалу решительно отказалась от переезда.  Ее решение изменил один аргумент мужа: "Там Бог совсем рядом, и Афон напоминает, очень похоже". Так и стала Анастасия "декабристкой" - с точки зрения многих знакомых и родных.

На Ольхоне

По-разному началась жизнь на острове для молодых. Сергей не тратил время на адаптацию. Ему было легче - бывал раньше здесь, весь поглощен благой целью, да и просто крепкий сильный мужчина. Настя же - любительница тепла и солнца, привыкшая к комфортному быту. А на остров даже электричество провели с материка совсем недавно! Но скучать на новом месте было совсем некогда, работы было - непочатый край! И потихоньку, с непрестанной молитвой, это место стало для четы Еремеевых действительно родным домом. И Господь тоже благословил их жизнь здесь, послав им в дар малышей, которых долго у семьи не было. Они стали теми якорьками, которые, можно надеяться, навсегда задержали здесь своих родителей.

Сергею много времени уделял маленькой церкви во имя Державной иконы Божьей Матери. Со временем стал ключником и смотрителем храма. Практически главным на приходе, поскольку священник приезжал в то время на службы всего раз в две недели. Церковь стала ему по-настоящему родной. Каждый раз, открывая двери очередным туристам и рассказывая им удивительную историю церквушки, он все больше и больше прикипал к ней сердцем. Она фактически стала для него еще одним ребенком. И успел сделать для Державного храма немало. Это и сбор пожертвований на колокола, их покупка и доставка из Улан-Удэ, и организация строительства звонницы, детской площадки рядом с церковью, и изучение звонарного дела. По молитвам всего прихода появился "постоянный" батюшка, в церкви начались регулярные службы.  А на стенах храма сделана неповторимая, уникальная роспись трудами иркутского художника Игоря Смирнова, с которым коммуникабельный Сергей познакомился на Ольхоне и просто заразил его идеей. Удивительный результат получился, такой росписи вы не увидите нигде. И именно эти фрески побудили нас узнать, почему именно так расписана западная стена.

Обычно, это место отводится под сцены Страшного суда. Они заставляют нас приостановиться при выходе из храмов, задуматься о своем суетном и грешном существовании и помолиться Богу о даровании прощения и сил к изменению нашей жизни. Здесь картин Страшного Суда нет. Во весь простор западной стены - сцены ареста, убиения российских новомучеников, расстрел, сбрасывание в шахты, разграбление и осквернение церквей. Такая мини-картинка земного, людского, а, значит, и несправедливого суда, того самого красного террора. И какой же надеждой веет от тех фресок, что рядом с этими страшными картинами богословствуют на северной и южной стенах! Воскресение Христово и Преображение. Как напоминание всем нам, что не напрасны даже такие страшные земные мучения, какие претерпели наши верующие предки в то далекое время. И в подтверждение этого, рядом с Преображением Господним - царская семья, российские страстотерпцы, которые совершенно точно, молятся за нашу страну горячо и неусыпно.

На южной стене, рядом с царскими вратами - два образа Богородицы. Очень похожие. Но одна - “Игумения Святой Горы Афонской», а на фреске - Божия Матерь на Ольхоне. Впрочем, и сами географические места схожи своими очертаниями, своей историей становления на них православного христианства. Это в историческом плане. Но и сейчас эта связь чувствуется. В храме есть икона "Скоропослушница", привезенная с Афона, на Ольхон приезжали монахи со Святой Горы вместе с настоятелем скита святого апостола Андрея Первозванного герондой Ефремом. Помолились неспешно, Литургию отслужили, подышали целебным байкальским воздухом и выразили свое единодушное мнение: быть на Ольхоне монастырю.

А еще есть в храме, конечно же, образ Державной Божией Матери - в алтаре. Его появление тоже Божие чудо. Открыл как-то Сергей храм группе паломников. Поудивлялся про себя, увидев, как крепкие русские парни бьют земные поклоны. Оказалось, что это прихожане московского храма-часовни во имя Державной иконы Божией Матери. Вскоре после их отъезда, Сергей получил два подарка. Один – личный денежный перевод, который положил начало строительству дома для семьи Еремеевых, а второй - образ Державной Божией Матери. Эта икона, по благословению священноначалия, прошла, вернее, проплыла крестным ходом по Байкалу, неся с собой благословение Божие, радуя и укрепляя сибиряков в вере.

Мы сидели во дворе дома, о котором рассказывал Сергей, как его строили: всем миром, кто только не помогал, если бы не прихожане, да Божья милость, вряд ли дело закончилось бы успешно. Не у каждого во дворе дома есть столп в честь 700-летия Сергия Радонежского! А в еремеевском дворе - вот он, красуется! Оказывается, связь с Сергиевой Лаврой не потеряна. Монахи приезжали погостить, помолиться. Вот они и освятили установку этого знака. А в будущем на этом месте - даст Бог - вырастет часовня в память игумена всея Руси. И будет на Ольхоне не только Афонская Богородица, но и ольхонский Сергиев Посад.

Давно замечено мудрыми людьми: кто много отдает, тому еще больше возвращается. Это вот точно про нашего героя. Выполняя столь много обязанностей при храме (звонарь, певчий, алтарник, ключник), он все это делает во славу Божию. Основной его заработок - гид для иностранных туристов и содержание гостевого дома (ФилоКсении) для них же. Сергей владеет в совершенстве английским и французским языками, понимает по-гречески, а в плане у него - освоение и языка жестов, чтобы принимать у себя в храме группы слабослышащих туристов.

Мы могли и не встретиться с Сергеем. Решись он остаться на Афоне и принять монашеский постриг (предлагали и это!), построить карьеру в Париже... Да мало ли какой путь мог выбрать человек, наделенный многочисленными блестящими талантами. Но он решил, по большому счету, следовать воле Божией. И как подарок от Творца за это: детишки, которые родились здесь, любовь прихожан, счастливая семейная жизнь, множество достойных богоугодных целей впереди и, как мне кажется, обретение того единства с Богом, мирного устроения в душе, полноты и ясности бытия, которые желает получить любой православный христианин. Еремеевы просто живут: служат Богу, воспитывают детей, радуются природе, не следуя моде и принципам нашего суетного мира.

Я смотрела на обаятельнейшего молодого человека, сидящего передо мной, слушала его удивительный рассказ, перемежаемый шутками и прибаутками (прям по апостолу Павлу - «Всегда радуйтесь!»), и думала о том, что жизнь Сергея – иллюстрация того, как бережно Господь ведет нас к гармоничному устроению жизни, как уважает нашу свободу, расставляет вешки для указания верного направления и щедро дарит подарки.

А еще я чувствовала гордость за нашу веру, за нашу страну, гордость и благодарность. Благодарность Господу за то, что он для нас, слабых и немощных, посылает такие вдохновляющие примеры горячей деятельной веры. И хотя, не скрою, в моем сердце шевелилась зависть - я бы тоже не отказалась остаться здесь навсегда, в этом суровом сибирском рае - но я была признательна Богу за эту встречу, которая могла бы и не состояться: по многим причинам. Или не могла?

P.S. Когда моя работа готовилась к публикации, я получила с острова Ольхон радостную весть. Сергей писал, что к августу их семья ждет пополнение, Серафимушку, и просил нашей молитвенной помощи.

Галина Смирнова

Фото автора

Подробнее о «Филоксении» на острове Ольхон можно прочитать на сайте: philoxenia-olkhon.ru

«Колокол Севера» » №3(86) май 2019 г.

One thought on “Вся премудростию сотворил еси!

  1. Чудесный, чистый, осветляющий душу рассказ, вызывающий восторг и радость от того, что есть на свете такие люди!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *