Андрей Канев: «Поэзия должна быть православной и духовной»

Поэт, член Союза писателей России, ответственный секретарь Коми регионального отделения общественной организации «Всемирный русский народный собор» Андрей Канев отвечает в конкурсе-фестивале «Вера, Надежда, Любовь» за «Духовную поэзию». Он рассказал о том, какие стихи принимаются на конкурс, и других моментах, связанных с этим направлением.

- Андрей Валерьевич, пятый год за конкурсный отбор поэтических произведений отвечаете Вы. Какие поэты и откуда принимают в нем участие?

 

- В конкурсе духовной поэзии в рамках фестиваля «Вера, Надежда, Любовь» принимают участие представители разных городов и районов Республики Коми, различных регионов России и республик бывшего Советского Союза – в том числе Белоруссии, Прибалтики. Были и участники из Германии. Фестиваль собирает людей, которые заинтересованы в пропаганде православных идей, в том числе – поэтическим словом. Ведь наш владыка Питирим – а он председатель жюри конкурса, в том числе и по направлению духовной поэзии – неоднократно говорил, что чем больше мы будем привлекать к этому направлению творческих людей, тем лучше. И также не раз говорил, что пытался привлечь как можно больше поэтов Республики Коми, чтобы они писали на православную тему. Но это не всегда получалось, и поэтому он сам начал писать духовные стихи – чтобы такое прославление православных идей и истин шло в люди живым поэтическим и современным словом, чтобы эта миссионерская деятельность шла в народ.

- Какого уровня поэтические произведения обычно приходят на конкурс?

 - Самого разного. Есть образцы и высокой профессиональной поэзии, потому что свои силы в этом конкурсе пробуют профессиональные поэты, члены Союза писателей России и Российского союза писателей (кстати, в прошлом конкурсе первое место заняла член Российского союза писателей, сыктывкарская поэтесса Татьяна Барышева). Есть произведения от авторов-любителей – может быть, далекие от совершенства в «техническом» плане, но полные эмоции, чувства... Но хочу отметить, что в стихах жюри обращает внимание не только на поэтические, чисто литературные моменты, но и на содержание текстов, представляемых на конкурс. Ведь духовная поэзия имеет и прикладное значение. Оно заключается в пропаганде идей, азов православия. Ведь не каждый человек, стремящийся в православие и ходящий в церковь, понимает и разбирается во всех религиозных аспектах. Но он возьмет сборник стихов православного поэта, почитает духовную поэзию – и уже будет ближе к православным истинам, к которым стремится всем сердцем. А там уж, уверен, дело и до чтения Библии дойдёт. И это, как мне кажется, основная задача конкурса духовной поэзии – выявить авторов.

И еще одна из главных задач этого конкурса – издание книги по его итогам. В позапрошлом году после конкурса был издан сборник «Мы сердца не жалели своего», куда вошли стихи участников. Потому что авторы, пишущие духовную поэзию, не всегда признаны официальным, светским поэтическим сообществом – что называется, чиновниками от литературы. Их не всегда пускают в литературные проекты, журнальные публикации. И православная церковь сама должна пропагандировать их творчество и вводить его в народ, чтобы люди читали и знали эту поэзию.

- А каким тиражом издаются эти сборники, где их можно приобрести или почитать?

 - Первый такой сборник, по итогам прошлогоднего конкурса, продавался в церковных лавках при храмах Сыктывкара и поступил во все библиотеки города. Он был издан тиражом 500 экземпляров на благотворительные средства – пожертвования именно на издание этой  книги. Туда вошли произведения всех участников-поэтов конкурса и призеров прошлых лет. Выходила в свет при финансовой поддержке министерства национальной политики Республики Коми и антология православной духовной поэзии Республики Коми «Живу с тоской исповедальной».

- Много ли обычно поступает на конкурс заявок по поэтической части?

 - По-разному. Например, в прошлом году заявки подали 38 человек. Из них мною были отобраны во второй тур 15 авторов. И уже их произведения рассматривало всё жюри. В позапрошлом году было 60 заявок. Но среди них было очень много таких, которые поэтическими текстами назвать сложно. А их авторы очень амбициозно считали, что пишут стихи. После их отсева, видимо, произошло какое-то непонимание, творческая обида… Поэтому на следующий год число подаваемых заявок уменьшилось. Но качество литературных текстов выросло на голову.

- Каковы требования к текстам и критерии, по которым они оцениваются?

 - По количеству произведений – принимаем до пяти стихотворений. А один из самых главных критериев – исключительная профессиональная литературность текста и определенное направление: поэзия должна быть именно православной и духовной. В ней должны звучать православные мотивы. Ведь не каждое стихотворение, в котором есть упоминание Бога, церкви, колокольного звона и так далее, является духовным. Так что по этому критерию стихотворения отбор проходят жестко. Был такой случай. Один автор, не буду называть его, прислал стихи на конкурс. В них были и колокольный звон, и кресты, но сами стихи были исключительно сатанинского содержания. Это было, как я понимаю, на грани провокации. Конечно, эти стихи не прошли даже первый тур – первичный отбор.

- Участники прежних конкурсов, которые уже занимали призовые места, могут участвовать снова – присылать свои новые стихи? И есть ли у них шанс, после прежней победы, снова стать призером?

 - Конечно! По Положению конкурса, если участник конкурса не становился лауреатом Гран-при, он может участвовать снова и снова. И, даже став лауреатом Гран-при, он может принимать участие в конкурсе в другой номинации, нежели та, участвуя в которой он стал лауреатом главного приза. За годы существования конкурса лауреат Гран-при в номинации «Духовная поэзия» был определен только один раз: в прошлом году, это был поэт из Латвии Александр Алексеев.  Остальные могут присылать свои стихи снова. И, скажем, тот, кто когда-то получил на конкурсе третье место, в следующий раз может получить первое – потому что стал писать лучше. А может случиться и наоборот: «золотой» призер прошлых лет может получить и «бронзу». Потому что уровень фестиваля растет, со временем в нем становится все больше участников, а уровень присылаемых произведений все выше и выше.

- С основными задачами конкурса духовной поэзии понятно. А есть ли еще задачи, а может, какая-то сверхзадача?

 - Хотя конкурс – не просто всероссийского, но и международного уровня, проходит он в Республике Коми. И одним из итоговых пунктов конкурса могло бы стать создание союза православных духовных поэтов в Республике Коми. Владыка Питирим постоянно говорит о том, что нужно объединить творческую интеллигенцию, которая пишет именно православные, духовные поэтические тексты. Я уверен, что тут найдется достаточно много таких людей. Хотя бы те, кто победил в направлении «Духовная поэзия» в предыдущих конкурсах (из живущих на территории Коми). Наверняка они с удовольствием примут участие в этой общественной организации.

- Что бы Вы пожелали будущим участникам конкурса?

 - Конечно же, творчества, творчества и еще раз творчества! Чтобы звезда творчества никогда их не оставляла. А звезда творчества православного поэта – это наш Мессия, Иисус Христос и наш Господь. Наша вера православная. Пусть они всегда пребудут с поэтами, пишущими на духовные, православные темы. Чтобы Ангел Хранитель всегда присутствовал в их творчестве и помогал создавать эти тексты. И чтобы они никогда не сомневались в том, что пишут, и никогда не отступали от своих православных убеждений!

Беседовала Ирина Самар

 

*** XI Международный конкурс-фестиваль православной песни и духовной поэзии «Вера, Надежда, Любовь» проводится с 2002 года. В 2017 году состоялся 10-й, юбилейный, фестиваль. В 2019 году конкурс впервые поддержан Фондом президентских грантов. Грант Президента Российской Федерации позволил вывести конкурс на очередную ступень развития и включить в его программу новые мероприятия, направленные на знакомство участников с богатыми традициями Республики Коми, а также впервые ввести денежный призовой фонд.

Конкурс направлен на укрепление традиций православной культуры, развитие и поддержку духовного песенно-поэтического творчества, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, создание условий для творческого общения и профессионального роста исполнителей духовной песни, авторов духовной музыки и поэзии, формирование любви к Отчизне, семейным ценностям, родному языку, окружающему миру.

«Вера, Надежда, Любовь» вызывает большую заинтересованность у многочисленных авторов, творческих коллективов и исполнителей из России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодарского и Пермского краев, Архангельской, Вологодской, Кировской, Пензенской и Тамбовской областей, Мордовии, Чувашии и Марий-Эл, а также участников из зарубежных стран – Белоруссии, Украины, Латвии, Германии, Израиля. Республика Коми традиционно будет представлена всеми муниципальными образованиями.

Организаторы конкурса – Сыктывкарская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Некоммерческий культурный фонд «Международный культурный фонд «Классика и современность», Продюсерский центр Владимира Юрковского при поддержке Правительства Республики Коми, Государственного совета Республики Коми, Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерства национальной политики Республики Коми, администраций муниципальных образований Республики Коми, Коми республиканского телевизионного канала «Юрган» и Сыктывкарского лесного института (филиал) ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова».

Подробная информация о XI Международном конкурсе-фестивале православной песни и духовной поэзии «Вера, Надежда, Любовь» – на сайте Сыктывкарской Епархии: http://syktyvkar-eparchia.ru/index/vera_nadezhda_ljubov/0-211.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *