Церковь празднует Собор Коми святых

11 февраля Русская Православная Церковь празднует собор Коми святых. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 марта 2015 года. В Собор вошли четыре просветителя: свтт. Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона, Устьвымские чудотворцы, 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – священнослужители, причисленные к лицу святых после гонений на православную церковь в советские времена.

О Коми святых рассказывает сайт Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии. Свое начало история епархии на территории Зырянского края  берет от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века.

Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, по фамилии Храп, воспламенился ревностью быть апостолом этих идолопоклонников. Чтобы лучше исполнить добровольно принятый на себя апостольский подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди. Достигнув Пермской земли (1376), он остановился в первом зырянском селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. Услышав проповедь о истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить.

Св. Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми, самый центр Зырянского края. Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи. Неутомимо заботясь о духовном преуспеянии юной паствы, св. Стефан учредил при церкви училище, в котором сам был первым наставником, учил юношество часослову, псалтири и прочим церковным книгам, переведенным на зырянский язык. За короткое время св. Стефан обратил к Христу всех жителей от Пыраса до Гама. После семи лет проповеди св. Стефан отправился в Москву (1383) просить великого князя и митрополита, чтобы дали епископа новопросвещенному Пермскому народу.

Митрополит Пимен вместе с освященным Собором за апостольские труды хиротонисал во епископа самого проповедника, а велики князь, удостоив его милостями, с богатыми дарами отправил в новую епархию. Так была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви Пермская епископия с центром во «владычном городе» Усть-Выми. По прибытии к своей пастве, святитель, имея по сану благодать и право посвящать других для совершения таинств, поставил избраннейших из зырян во иереи и диаконы. В течение тринадцати лет своего сподвижничества в епископском сане, св. Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский. Четырех первых и следов не осталось, а последний через несколько веков был выведен из ничтожества и запустения в благоустроенную обитель. Умер свт. Стефан Пермский во время одной из своих частых поездок в Москве 26 апреля 1396 года и похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.

У современных летописцев нет указаний на то, когда свт. Герасим был поставлен в епископы и когда скончался. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для этого ни трудов своих, ни здоровья. Он часто осматривал свою епархию и оказывал помощь бедным. Предание говорит о том, что св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.

Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.

В 1455 году прибыл новый владыка Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми. После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере. А в 1462-1463 он ездил на реку Каму, где в окрестностях Чердыни, учение Христово распространили, по преданию, печорские монахи. Иона окрестил князя камских зырян, которого назвал Михаилом, и для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных воздвиг в г. Чердыни Богоявленский монастырь.

В Усть-Выми по сохранившимся фотографиям возведена часовня над местом погребения святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

Решением Священного Синода от 6 октября 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:

Епископа Вязниковского Германа Ряшенцева (1874- 15 сентября 1937 г.г.),

Священника Стефана Ермолина (1891- 15 сентября 1937 г.г.)

Священника Палладия Попова (1879- 23 сентября 1937 г.г.),

Священника Иоанна Попова (1863- 23 сентября 1937 г.г.),

Иеромонаха Платона Колегова (1865- 15 августа 1937 г.г.),

Иеромонаха Мелетия Федюнева (1871- 23 сентября 1937 г.г.),

Священника Иоанна Павловского (1876- 19 сентября 1937 г.г.),

Священника Николая Шумкова (1886- 21 августа 1937 г.г.),

Священника Григория Бронникова (1876- 25 августа 1937 г.г.),

Священника Николая Доброумова (1876- 25 августа 1937 г.г.),

Священника Всеволода Потеминского (1870- 19 сентября 1937 г.г.),

Священника Димитрия Спасского (1877- 19 сентября 1937 г.г.),

Монахини Елисаветы Ярыгиной (1879- 12 сентября 1937 г.г.),

Евфимия Кочева (1867- 18 сентября 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 26-27 декабря 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:

Священника Павла Малиновского (1874- 12 сентября 1937 г.г.),

Псаломщика Михаила Ерегодского (1878- 31 августа 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 12 марта 2002 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:

Павла Елькина (1876- 15 сентября 1937 г.г.).

На приходах, где несли свое служение прославленные святые, были написаны иконы, а также их имена поминаются на отпустах при богослужении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *