Памяти Почетного гражданина Республики Коми Евгения Алексеева

2 июня 2024 года отошёл ко Господу Почетный гражданин Республики Коми Евгений Михайлович Алексеев. И сегодня мы вспоминаем материал главреда газеты "Колокол Севера" Николая Лудникова, который написал книгу о нашем замечательном земляке.

Непросто писать о человеке, вся жизнь которого отмечена истовым служением своей Родине. На каком бы посту он не работал, везде он отдавал себя без остатка, до самого донышка, тому делу, которое он выполнял. Так было на Новой земле, где рискуя здоровьем и жизнью, Евгений вместе с сослуживцами принимал участие в испытаниях ядерного оружия, за что единственный из нескольких сотен специалистов был удостоен высшей награды – ордена Ленина. Самоотверженно он работал и на «гражданке», сначала в родной Микуни, затем на Вуктыле и наконец в Ухте, превращая города эти, вместе со своими единомышленниками, в современные населенные пункты с удобной и развитой социальной инфраструктурой.

Родился Евгений Михайлович 29 декабря 1934 года в селе Межог Усть-Вымском районе Коми АССР, откуда родом была его мама, Алексеева Елена Федоровна, 1911 года рождения, коми по национальности. Отец – Алексеев Михаил Иванович, 1905 г.р., русский, из села Ирта, Ленского района Архангельской области.

В этом селе и прошло все детство моего героя. В Иртовской школе он отучился семь классов, а завершил девятилетнее образование 1951 году в Яренске. В деревне Женя познал все виды крестьянского труда: летом возил копны на лошади, помогал убирать сено (тогда это делали конными и тракторными косилками), весной боронить колхозные поля и пахать.

В памяти сохранилось голодное, но радостное детство, не частые подростковые забавы в свободное от работы время, хорошие школьные учителя, всегда готовые прийти на помощь сельчане. В этой череде событий отдельно в памяти запечатлелись военные годы, когда вся страна и жители деревни колхоза имени Буденного напрягали все свои силы, отдавая большую часть произведенной продукции на нужды фронта. Никогда не забудет Евгений Михайлович тот день, когда возвратился с фронта отец.

В 1951 году, когда пареньку было неполных 17 лет, он поступил в Микуньское железнодорожное училище, при локомотивном депо, в группу помощников машиниста паровоза. Так с первого сентября 1951 года началась трудовая жизнь нашего героя.

Учеба в училище – важная веха на жизненном пути Евгения, здесь приобрел он рабочую специальность. Свободного времени практически не было, целыми днями - занятия в учебных мастерских, затем - в спортивных секциях. Ребят хорошо кормили, они носили единую форму, словом были на полном государственном обеспечении. В выходные дни многие учащиеся ходили подрабатывать на торговую базу – разгружать вагоны. Очень важным был такой момент – деньги получали после отработанного дня, сколько выгрузил, столько и получил. Это была трудная работа, однако иметь при себе небольшое количество денег было необходимо, в деревне родители жили очень бедно и материально помочь не могли.

В первую самостоятельную поездку на паровозе Эр 764-49 Евгений поехал задолго до выпускных экзаменов. Случилось это вследствие нехватки кадров, начальник депо обратился к руководству училища с просьбой направить на железную дорогу наиболее подготовленных учеников.

Так с июля 1953 года в трудовой книжке Евгения появилась запись – помощник машиниста паровоза. С огромной теплотой вспоминает Евгений Михайлович локомотивное депо, людей, работавших там, которые дали ему настоящую трудовую закалку, а попросту – путевку в жизнь.

Работа помощника машиниста была одной из самых тяжелых на железной дороге, за смену надо было вручную перекидать 20-25 тонн угля. В его обязанности входило: отопление паровоза, «держать пар на марке» (поддерживать давление в 14 атм.), смазка движущих механизмов, чистка топки от шлаков через каждые 50-70 км пути, выполнение всех ремонтных работ совместно с машинистом и кочегаром в пути следования.

Служба на секретном острове

В 1955 году Евгения забрали в армию. Сначала призывники из Коми АССР попали на сборный пункт в Княжпогосте, каждого из новобранцев волновал вопрос – в какой части, в каких войсках будет служить. Евгений попал на флот, тогда там служили 5 лет, а в сухопутных войсках три года. Однако Евгений Алексеев никогда не жалел, что попал именно туда, наоборот – гордился этим. Сначала его команду привезли в Северодвинский учебный отряд, где будущие матросы прошли курс молодого бойца. Здесь он получает воинскую специальность – минер, его готовили к плаванию на экспериментальном морском тральщике.

Однако в дальнейшем судьба распорядилась по-другому - Евгения Михайловича вместе с полутора тысячами новобранцев отправили служить на остров Новая Земля в поселок Белужья Губа, где находился штаб ядерного полигона №6 по испытанию атомного и водородного оружия. Доставили молодое пополнение к месту назначения дизель-электроходом ледокольного типа «Енисей» 21 мая 1956 года.

Алексеев и еще трое его однополчан – Белоногов Г. И., Голованенко В. Ф. и Саенко И. М. попали в опытно-научную часть в отдел, занимающийся измерениями параметров взрывной волны. Возглавлял штаб спецотдела лауреат Государственной премии, кандидат наук А.И. Завтраков.

Так волею судеб Евгений Михайлович вошел в команду ученых и специалистов, которым предстояло проводить испытания ядерного оружия на полигоне на Новой Земле. – Руководили нами, - рассказывает Евгений Михайлович - исключительно грамотные, интеллигентные люди, в основном ленинградцы, они обращались к нам простым матросам на «Вы», заботились о нас, опекали.

Устраиваться на новом месте службы новобранцам приходилось самостоятельно. Первым делом установили трехслойную брезентовую палатку, в ней предстояло зимовать до тех пор, пока своими руками не будет построена казарма. От холода спасали ватные костюмы и печь, но если дежурный ночью забывал подбросить в топку поленьев, то к утру волосы у военнослужащих примерзали к подушке.

Все лето и начало первой армейской зимы новоселам пришлось провести в палатке, пока не построили теплую казарму. Старший матрос Алексеев вначале получал за свой армейский труд (подготовка оборудования и регулярные взрывы тротила) 40 рублей в месяц. А потом их руководитель сумел выбить для своих подчиненных мичманские должности – и они стали получать уже по 240 рублей. «Часы можно было купить с одной зарплаты», – уточняет Евгений Михайлович.

- Работы было много, - вспоминает Евгений Михайлович, - мы готовили приборы, устанавливали их в непосредственной близости от объектов испытаний, снимали показания. Взрывы производились воздушные, наземные и подводные. При этом изучались такие опасные факторы, как ударная волна, световое излучение, заражение местности. От проникающей радиации использовали свинцовую броню. Укрытия находились в ста километрах от места взрывов, у каждого участника испытаний был дозиметр. Однако, по словам Евгения Михайловича, мало кто из моряков интересовался показаниями прибора, настолько поглощены были все исследованиями. На полигоне каждый сотрудник понимал всю ответственность проводимой работы, ведь именно здесь ковался ядерный щит Родины.

В 1958 году Алексеева наградили высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина с формулировкой: «За отличное выполнение приказа командования».

Работа на «гражданке»

В 1959 году молодой орденоносец и член КПСС был демобилизован и вернулся туда, где начиналась его трудовая деятельность – в локомотивное депо. Коллектив хорошо принял повзрослевшего и возмужавшего Евгения, доверив ему должность помощника машиниста. Вскоре он освоил профессию машиниста тепловоза, без отрыва от производства, закончил 10 классов вечерней школы рабочей молодежи.

Молодой коммунист ударным трудом завоевал немалый авторитет в коллективе, и вот в начале 1966 года ему было оказано высокое доверие – работники железной дороги выдвинули Евгения Михайловича кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, а уже в июне он был избран. При выдвижении было дано много наказов и один из них – добиться в правительстве СССР, чтобы оплата труда локомотивным бригадам Микуньского депо была установлена с учетом северных надбавок, поскольку конечным пунктом их движения на север был Сосногорск, где действовали северные коэффициенты. И депутат выполнил этот наказ, он добился приема у министра железнодорожного транспорта Б.П. Бещева, побывал в Комитете по труду и заработной плате. После чего в Микунь прибыла комиссия, которая на месте оценив ситуацию, выдала заключение о целесообразности ввести северные надбавки в размере 15% от оклада не только локомотивным бригадам, но и всем железнодорожникам Сосногорского отделения до станции Урдома.

Евгений Алексеев был первым и единственным депутатом от Микуни в Верховном Совете СССР.

За годы работы в Микуни этот город стал ему родным, здесь он встретил свою будущую супругу, Нину Алексеевну, с которой вместе по жизни идут уже много лет, здесь появились на свет его дети – дочь Ирина и сын Володя.

В июне 1971 года произошел новый поворот в судьбе Евгения Михайловича, по рекомендации председателя Усть-Вымского райсполкома Марии Петровны Поповой его избирают председателем исполкома Микуньского городского Совета депутатов трудящихся.

В работу пришлось впрягаться моментально, поскольку городские проблемы требовали оперативного вмешательства и быстрого решения. Наиболее слабым звеном в обширном городском хозяйстве были дороги, разбитые к тому же тяжелым транспортом, завозившим грузы на строящуюся компрессорную станцию для газопровода «Сияние Севера». Параллельно с благоустройством разворачивается и жилищное строительство, появляются первые крупнопанельные дома в микрорайоне КС-12. Там же строится и котельная на газовом топливе. Проводится газификация города, газ с компрессорной станции приходит в жилые дома по сетям низкого давления.

К 1974 году в результате проведенных грандиозных работ город Микунь из серого, заболоченного поселения превратился в красивый, благоустроенный населенный пункт. Обустройство газовой столицы республики

Руководство республики высоко оценило работу Евгения Михайловича и в начале 1975 года его вызывают в Областной комитет партии и предлагают новую работу. Алексееву предложили должность председателя райисполкома Вуктыльского района, в его ведении также оказались четыре сельских совета – Подчерский, Усть-Войский, Дутовский и Шердинский. С чего начать? Такого вопроса не было, так же как и в Микуни в первую очередь - приводить в порядок надо было дороги.

От Ухты до Вуктыла не было капитальной дороги, она была отсыпана гравием и каждую весну и осень расползалась под воздействием таяния грунтов. Своими силами город решить все эти проблемы был не в состоянии.

И тут на помощь пришел Севергазпром в лице его первых руководителей – Л.Б. Матусова и Н.И. Дудникова. Они изыскали возможность оказать значительную помощь городу, в том числе и подведомственным им организациям и предприятиям.

Вуктыльцы почувствовали, что в городе есть советская власть. Евгению Михайловичу все приходилось создавать с нуля – от отделов самого горисполкома до рыбинспекции. О Вуктыле и его жителях у Евгения Михайловича остались самые теплые воспоминания. Покорила его суровая природа северного края, бескрайние леса с кедровыми рощами, могучая и вместе с тем прекрасная река Печора. Однако главное богатство северного края – это, безусловно, люди, в нем живущие, приехавшие сюда со всех концов нашей великой Родины, да там и оставшиеся, поскольку полюбили эту землю всей душой. Со многими вуктыльцами у Евгения Алексеева до сих пор сохранились хорошие отношения.

Новое назначение - «Жемчужина Севера»

27 ноября 1978 года началась новая страница в жизни Евгения Михайловича, по приглашению первого секретаря ухтинского горкома КПСС Юрия Львовича Жестарева он переезжает в Ухту. Здесь он начинает работать в должности заместителя председателя горисполкома по жилищно-коммунальному хозяйству. Непосредственным начальником Алексеева стал Зерюнов. При непосредственном участии Евгения Михайловича в Ухте были созданы: жилищно-производственный эксплуатационный трест, городское предприятие электрических сетей. Штатное расписание под новое предприятие «Гортеплосеть» Алексееву пришлось выбивать через министерство финансов СССР.

В 1981 году на баланс города были приняты и центральные тепловые сети с котельными. Таким образом, было запущено главное «сердце» Ухты, и эти мощности и сегодня – главный тепловой ресурс города.

За короткий период все коммунальные предприятия были сведены в единый центр, и надо было создавать систему ремонта всего этого хозяйства. Так появился первый филиал Комикоммунпроекта.

В связи с масштабным строительством дорог и особенно автодороги Сыктывкар – Ухта, был создан филиал Комиавтодора - Княжпогостское ДРСУ.

Городу катастрофически не хватало питьевой воды, поэтому решено было увеличить количество скважин Пожнеёльского водозабора, затем были построены мощные водоводы, три запасных резервуара в районе Пионер-горы, проложены внутриквартальные сети. Общий объем подаваемой воды достиг 48 тыс. куб.м. в сутки. Ухтинцы были обеспечены питьевой водой, однако увеличение расхода воды породило новую проблему - канализационная сеть города не справлялась с отводом сточных вод.

Л.Г. Елькин предложил простое и вместе с тем гениальное решение - в самом низком месте под дном реки Чибью проложить самотечную канализационную трубу большого диаметра, а в устье Чибью построить одну станцию перекачки, вместо 12 действующих.

В исполкоме идея была одобрена, появился проект. Однако тут же возникла новая проблема, где взять трубу диаметром 1000 мм и длиной 3 километра? Выручил Б.В. Будзуляк, он сообщил, что идет замена труб на газопроводе Средняя Азия – Центр, они имеют незначительные дефекты, но для канализационного коллектора вполне подойдут. И вновь в непростую командировку отправляют Евгения Михайловича.

Через месяц 50 вагонов с трубами большого диаметра были в Ухте. А уже летом, они были уложены ниже дна речки Чибью и все стоки, таким образом, были направлены в самотечный коллектор. Так на многие десятилетия вперед была решена проблема отвода сточных вод.

Еще одной проблемой, стоящей перед руководством города было переселение ухтинцев из ветхого жилья, инициатором этого важного мероприятия стал Зерюнов. По его инициативе было принято решение из каждого построенного дома, независимо от ведомственной подчиненности, отчислять 31% жилого фонда и предоставлять его тем, кто живет в бараках.

И к 1990 году проблема ветхого жилья в Ухте была в основном решена. На глазах исчезали барачные поселки: Заболотный, Пионер гора, Строителей, Нагорный, Подгорный, Озерный, Ветлосян, Ручейный, Дежнево, «кулацкий» и другие.

С 13 августа 1990 года началась новая страница в биографии Евгения Михайловича, он возглавил муниципальное предприятие «Горзеленхоз». Практически все пришлось создавать с нуля, недаром территорию предприятия в то время называли филиалом ухтинской свалки. У организации не было ни одной единицы техники, мастерских, гаражей, функционировали только пять теплиц и то две из них пришлось сразу же разобрать в виду их аварийного состояния. Вот в таких условиях пришлось начинать работу. Проработал в должности директора «Горзеленхоза» Евгений Михайлович более 17 лет. За эти годы дышащее на ладан предприятие превратилось в мощную структуру, дающую приличную прибыль, так, если в 1992 году общий объем доходов составил 844 тысячи рублей, то в 2007 г. он превысил 50 млн. руб. В городе ежегодно высаживалось от тысячи до полутора тысяч деревьев, несколько тысяч кустарников, по 250-280 тыс. цветов. За эти годы в Ухте появилось более 40 гектаров новых газонов.

Когда в конце 2007 года Евгения Михайловича провожали на заслуженный отдых, оставлял он городу высокопрофессиональный работоспособный коллектив, которому по плечу были любые задачи.

На таких патриотах как Евгений Михайлович Алексеев держалась и держится наша держава, вопреки всем проискам наших врагов.

Вечная память достойному гражданину нашего Отечества

Николай Лудников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *