«Обращаться к Богу с полной верою»

%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9Пересматривая в очередной раз свою библиотеку, наткнулся на огромный фолиант, именуемый «Собранием сочинений преподобного Стефана Филейского». Книга действительно выдающихся размеров и толщины, насчитывается в ней 900 страниц. Издан сей труд был на превосходной бумаге, небольшим тиражом в 500 экземпляров. Я уже приступал к чтению этого произведения, однако по началу дальше жития преподобного не продвинулся, не помню уже по какой причине, сейчас же она открылась мне совершенно по-новому.

И вот книга вновь лежит предо мной, а я вдруг отчетливо вспомнил, где и при каких обстоятельствах я познакомился с этим духовным произведением.

%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8c1А было это накануне Рождества. В 2008 году в январе мне вместе с сыном Андреем и товарищем Олегом Симонюком довелось побывать в мужском Николо-Великорецком монастыре (ныне Великорецкое подворье Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова). Выехали из Ухты 31 декабря 2007 года вечером, в Сыктывкар, где планировали заночевать. Трасса в предновогоднюю ночь была абсолютно пуста, все нормальные водители сидели уже в кругу семьи и с нетерпением ожидали приветственной речи Президента, когда можно будет наполнить бокалы и с радостными криками выпить шампанское за наступивший новый год. Мы же с недавних пор перестали отмечать этот праздник, у верующих в чести другая дата – Рождество Христово, Рождения Богомладенца ждут все православные христиане России, ближнего и дальнего зарубежья. Именно к этой дате мы и приурочили наше путешествие на вятскую землю, в мужской монастырь, чтобы потрудиться там, оказав посильную помощь братии, и вместе с монахами встретить одну из величайших дат – Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

Дорога не обошлась без приключений, уже в самом городе на одном из перекрестков чуть не попали в аварию. Спасло какое-то внутреннее обостренное чувство опасности. Сейчас я думаю, несчастье отвел святой Николай Чудотворец. Когда загорелся зеленый свет, я не стал резко рвать машину вперед, тронулся плавно и сразу же боковым зрением заметил, как слева на нас летит автомобиль. Водитель пытался проскочить на желтый свет, однако не рассчитал и несся теперь уже на красный, наперерез потоку машин. Он успел проскочить вереницу автомобилей, двигавшихся навстречу нам, пролетел наперерез еще два ряда, нашей машине повезло, а вот крайнюю справа нарушитель миновать уже не смог. Там за рулем оказался такой же лихой наездник, который рванул по газам, очевидно торопясь попасть к новогоднему застолью. И вот судьба свела двух лихачей в одной точке: тот, который пытался проскочить перекресток, со всего маху врезался в левое заднее крыло машины оппонента (её, словно щепку в бурном потоке, развернуло на 180 градусов). Раздались визг тормозов и скрежет рвущегося металла. Остальным участникам дорожного движения, слава Богу, удалось избежать столкновения. Уже проезжая место аварии, увидел, как выскакивает из покореженной машины молодой парень и бежит разбираться с горе-лихачем. Чем там у них закончилось выяснение отношений, мы не узнали, поскольку продолжили движение.

Следующая фраза, которую произнес мой сын, пронеслась мыслеобразом и в моей голове: «Теперь им уже некуда торопиться».

Переночевав в Сыктывкаре, утром 1 января поехали дальше. Трасса до «Обращаться к Богу с полною верою» Кирова тоже была абсолютно пустынна, не было и гаишников, этих неприметных стражей порядка, которые часто возникают из ниоткуда, весело махая тебе жезлом – поймав, как они считают, очередную зазевавшуюся жертву. Не работали и снегоуборочные машины, шедший накануне снегопад значительно осложнил наше передвижение. Однако в целом с погодой повезло: прозрачный морозный воздух обволакивал нашу несущуюся к Великорецкой обители машину, позволяя созерцать набегающую на нас ленту шоссе на многие сотни метров вперед.

Игумен Тихон радушно принял гостей с Севера, накормив и устроив нас на ночлег в дом, где в одной половине жили трудники, а в другой – монах Илия, немногословный улыбчивый молодой человек, которого я никак не мог разговорить в предыдущие наши приезды на Великую.

Разместив свои нехитрые пожитки в комнате, мы стали знакомиться с ее обитателями. Их было двое – молодой парень лет 16 и взрослый мужчина серьезного вида, который назвался Владимиром из Кирова, был он поваром по профессии и здесь подвизался в этом же качестве, потчуя братию вкусной постной едой.

Работал при монастыре он уже месяц, человеком оказался немногословным, поэтому приставать с расспросами в первый же день я не стал. Меж тем дни текли своей чередой: рано утром шли на службу, затем нехитрый завтрак, после которого настоятель озадачивал каждого из присутствующих в трапезной какой-нибудь работой. Наша команда выполняла в основном низкоквалифицированную работу: сын выносил мусор из восстанавливаемого собора, а мы с Олегом заготавливали небольшие сосенки для украшения храма и прилегающей к нему территории. Требовалось их несколько десятков, поэтому растянулось наше послушание на три дня. Дерево сначала надо было выбрать (высота его не должна превышать 3 метров), затем спилить или срубить, вытащить из снега на дорогу, уложить на сани и тащить к монастырю, который находился от места порубки примерно в полукилометре. Работа не из простых, достаточно трудоёмкая. Промучившись день, мы решили упростить себе послушание: сани стали привязывать к моей машине и таким образом тянули ценный груз к месту назначения. Работа пошла живее и настроение наше значительно улучшилось.

Срубленные сосенки мы устанавливали вокруг храма и внутри, женщины из числа паломниц украшали ветки гирляндами и рождественскими игрушками. Получилось очень нарядно, трогательно и торжественно.

Общее дело и совместная трапеза очень сближают еще недавно незнакомых людей. С Володей теперь мы беседовали вечерами как на житейские, так и на богословские темы, он оказался очень начитанным человеком. И вот в один из вечеров, увидев у него в руках книгу незнакомого автора, я спросил, что за труд он читает. Он сказал, что это сочинения местночтимого святого Стефана Филейского, книга редкая, очень поучительная, и он советовал не пожалеть денег и купить ее.

Что я и сделал, когда в июне 2008 года приехал в Киров для участия в очередном Великорецком крестном ходе.

И вот в руках у меня книга преп. Стефана Филейского, перелистываю ее, и внимание мое привлекла фраза в оглавлении: «Смысл молитвы «Отче наш». Открыл нужную страницу и стал читать. Уже первые строки настолько завлекли меня, что я, не отрываясь, буквально проглотил небольшую главу книги – это настоящий кладезь мыслей. Думаю, нашим читателям будет интересно познакомиться с этим духоносным трудом вятского святого. Вашему вниманию предлагаю лишь некоторые выдержки из его статьи:

«…Кто хочет знать, о чем должно молиться, тот пусть вникнет в смысл молитвенных слов: Отче наш, иже еси на небесех!

Кто же так говорит пред Богом, тот должен подумать, кто и кому так смеет говорить, называя себя сыном Его? Кто есть человек, вначале взятый от брения, или сын человеческий, во грехах рожденный? Такое происхождение не дает права человеку называть Бога Отцом своим, тем более зачатие грешное – от плоти и крови.

По естественному своему началу, мы делаемся чадами гнева Божия (Еф. 2,3); и это видно из того, что от юности человеку прилежит, как сказано, помышление на зло (Быт. 8,21). Потому и Божественная Истина (Господь наш) называет нас злыми (Лук. 11,13), родом прелюбодейным и грешным (Мк. 8,38). Но злые ли суть чада всеблагого Бога? Грешные ли и окаянные должны величать себя детьми Божьими? И при том, когда еще мы много согрешаем все (Иак. 3,2)!

Потому-то и говорит Господь всем грешным людям: подобает вам роди- тися свыше; аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Ин.3,7,5), - иметь в себе жизни Божией (Еф.4,18).

Вот сие-то рождение свыше, которое совершается при посредстве воды Божиим содействием, и делает человека чадом Божиим; оно происходит при святом крещении. Рожденное от плоти есть плоть и рожденное от Духа есть Дух; ибо Бог есть Дух. Если рождение творит рожденного во всяком роде подобных рождающему; то те истинно богоподобны, которые от Бога родились (Ин. 1,13). Которые водятся Духом Божиим, суть сынове Божии, – говорит апостол; сей Дух Сам свидетельствует духу нашему, яко есмы чада Божии (Рим. 8,14,16).

О, как пречудно исполнил Господь пророческое о нас назначение: вы бози есте, и сынове Вышняго вси. Воистину дана нам власть не только называться, но и быть по благодати чадами Божи- ими (Ин. 1,12).

Чудна же и молитва эта «Отче наш», которая с первого слова поставляет человека на такую высокую степень!

Все вы, во Христа крестившиеся, - писал апостол христианам, - сынове Божии есте верою о Христе Иисусе и понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва, Отче (Галл. 3,26; 4,6)!

Итак, мы должны, во-первых, помнить, что не по своему природному достоинству оказываемся мы детьми Божьими; - какие мы дети Божии, если бы Сын Божий не усыновил нас? И не своею праведностью удостоились мы такого величия, что смеем Бога, столь Святейшее Существо, называть Отцом своим; сие право дается нам только по вере в Единородного Сына Божия. Елицы прияша Его, - сказано, - даде им власть быть чадами Божиими (Ин. 1,12).

Сын Бога Живаго, по существу Своему единый с Богом Отцем, при- искренне приобщившись нашей плоти (Евр. 2,14), так соединил нас с Собою и примирил, – как сказано, – с Богом (1 Кор. 5,18), что назвал нас Своими братьями (Евр. 2,11) и даровал нам Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче (Рим. 8,15)!

Потому должны мы при молитве, которая есть беседа с Богом, обращаться к Богу с полною верою, как к истинному и родному по благодати Отцу своему и совершенно надеяться, что Он подаст нам все, чего у Него просим, по совету Единородного Сына Его. Сердечные чувства наши должны быть исполнены любовью и преданностью к Богу – Отцу своему; приступать к Нему должны мы, как совершенные Его дети, и говорить с Ним все, что внушает Дух Его.

Но почему-то мало сознаем мы свое усыновление Богу, мало и почти нисколько не чувствуем дарованной нам от Бога благодати и истины? Ведь божественная истина учит нас не лгать, не говорить о себе того, чего нет в нас; и если Господь повелел нам называть Бога Отцом своим, то не просто, только бы величаться таким наименованием, но оправдать сие на самом деле. Для сего и говорит нам Господь: будите милосерды, якоже Отец ваш небесный милосерд есть; ‑– любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и взаим дайте ничесоже чающее: и будет мзда ваша многа, и будете и сынове Вышняго (Лк. 6, 36; Мф. 5, 45). Если же кто поступает не по воле Божией, живет вовсе не сообразно с Господом Сыном Божиим; у того, конечно, не должно быть и чувства, что Бог есть Отец его. Кто озабочен временною жизнью и покорился суете земной, кто любит не Бога, а богатство, ищет не славы Божией, а славы и чести людской, кто не имеет братского расположения к ближним и, имея возможность, не помогает им; тот не должен бы и говорить Богу: Отче наш! А если и смеет так называть Его, то лжет перед Богом и молится в осуждение себе. Какой ты сын Мой? – Господь так некогда обличит его; в тебе нет никакого сходства со Мною. Я праведен, благ, чист от всех грехов; а ты несправедлив, зол, сроднился со грехом и возлюбил его. Нет в тебе ни одной черты Моего свойства, ты имеешь в себе образ сопротивного Мне духа, ты сын диавола. Итак, не напрасно же учит нас Церковь Христова просить Бога, чтобы Он сподобил нас неосужденно взывать к Нему: Отче наш! Кто питает в себе ненависть, предан корыстолюбию и вообще имеет в себе дурные признаки: неправду, злоприобретение, самолюбие, тщеславие и тому подобное; тот не должен и почитать себя сыном Божиим, или называть Бога Отцом своим. Только душевно прилепляющийся Господу един дух есть с Господом; он только может и должен молиться так, как Господь велит, взывая к Богу: Отче наш.

Впрочем, духовное возрождение, которое производит усыновление человека Богу, зачавшись от воды и Духа, как и плотское происхождение человека, зачатого в утробе матери, усовершается в продолжение всей земной жизни. Настоящая жизнь относительно к жизни вечной тоже, что жизнь младенца в утробе матери относительно жизни временной. Посему и апостол писал: мы сами, начаток Духа имуще, воздыхаем, всыновления чающе (Рим. 8, 23); и другой говорил: вы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что будем подобны Богу (1 Ин. 3,2). Как вначале Бог сотворил нас по образу и подобию Своему; так и в обновлении жизни Божией, зачав- шейся в нас, когда будем совершены в добре, уподобимся Богу. Указывая нам на сие величие и возводя нас в сие достоинство, Господь еще сказал нам: на земле не называйте никого отцом себе: ибо один у вас Отец, который на небесах (Мф. 23, 9). Итак, мы, будучи родом Божиим (Деян. 17, 29), будем обращаться к Богу, как к Отцу родному, и молиться Ему так: Отец наш, воззвавший нас из небытия! Отец, вдохнувший в нас Дух Свой! Отец, безсмертною жизнью нас одаривший! Какой отец может даровать такую жизнь, какою Ты одарил нас? Мы, безсмертны, подобны Тебе, Отче, живущему во веки, мы – Твое создание! Ты – наш Создатель и при том Ты – Отец наш, а мы дети. Какая всеблаженная радость! Ты вдохнул в нас дыхание жизни вечной, и мы ожили: и вот мы – Твои, Твои дети, и ты Отец наш, - Отец будущего века (Ис. 9,6)…»(Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Киров, 2007).

Николай Лудников.

Фото автора.

"Колокол Севера" №1(66) январь 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *