Так умирает цивилизация

Работая в Интернете, увидел фотографию, на которой были изображены мусорные баки, доверху заполненные книгами, и стало как-то не по себе, хотя сейчас меня, в мои-то годы, уже трудно чем-то удивить.

И вспомнился в этой связи эпизод из моей журналистской командировки на Ямал. Мы посетили несколько месторождений полуострова, передвигались на вертолетах, и одним из мест, где мы побывали, было законсервированное месторождение.

На тот момент его вновь планировали ввести в эксплуатацию, и нам показали те объекты, которые были возведены пару десятков лет назад. После ознакомительной экскурсии нам дали полчаса, чтобы мы могли осмотреться, сделать снимки интересных, с нашей точки зрения, мест. Мой коллега решил заглянуть в нежилой балок, дверь которого была приоткрыта. Буквально через минуту он выскочил оттуда с криком: «Коллеги, идите ко мне, я нашёл нечто интересное!». В числе первых был я, и замер на пороге, пред моим взором предстала заброшенная библиотека – многочисленные стеллажи, плотно заставленные книгами.

На меня, выросшего в эпоху тотального дефицита печатной продукции, сия картина произвела оглушительное впечатление. Все эти корешки многочисленных изданий в какой-то момент ожили перед глазами, я словно увидел тени писателей, которые как бы оберегали своё детище, в которое они вложили столько труда, души, любви и сердца. Завороженный этой картиной, я медленно приблизился к полкам, рассматривая находящиеся у меня перед глазами плоды материализованной человеческой мысли. Сотни тщательно отобранных для работников месторождения художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, энциклопедии, справочники были брошены за ненадобностью посреди ледяного безмолвия. В голове тут же промелькнула мысль – сколько же труда пришлось приложить моим ровесникам, чтобы собрать приличную библиотеку у себя дома, а здесь шедевры мировой литературы горько стоят на прогнувшихся от сырости полках, плотно «прижавшись» корешками друг к другу, словно поддерживая и подбадривая своих соседей.

Помню, как я, будучи студентом, а было это в 1975 году, встретил на железнодорожном вокзале знакомого преподавателя УИИ, рядом с ним на асфальте находилось пачек двадцать плотно спрессованной макулатуры. Спросил его: «Куда Вы везёте эти картонки?». А он ответил: «В Москву, там я сдам её в пункт приёма и получу взамен талоны на приобретение художественной литературы!». Пришлось мне вместе с преподавателем затаскивать эти тяжеленные баулы в вагон, поскольку отказать в помощи было неудобно.

По иронии судьбы на следующий год мне пришлось везти уже в Запорожье тоже несколько десятков килограмм газет и журналов, чтобы обменять их там на несколько томов Джека Лондона.

Когда я работал на трассах газопровода, мне часто вместе с бригадой приходилось останавливаться в деревнях и поселках, время было смутное, разгар перестройки, двухтысячные годы. Так вот, во всех населенных пунктах были библиотеки, находились они в лучших домах и имели весьма неплохие собрания книг. Меня же поразило другое, спустя 15-20 лет с начала великого передела государства народ местный был уже необратимо переформатирован. Как я это определил? Возле пункта выдачи книг стояли стеллажи, на которых красовались яркими ламинированными обложками книги заграничных и современных отечественных авторов, в основном это была приключенческая литература – боевики, любовные романы. Я поинтересовался: а почему библиотекари таким образом формируют обменный фонд? «Так народ больше ничего не читает», – ответили мне. Не поверив на слово, я подхожу к стеллажам и начинаю просматривать издания, меня интересовали книги по истории Отечества. Открываю первые страницы, где закрепляется специальный кармашек с бланком регистрации – они были все чистые, за последние несколько лет никто из местных жителей не брал эти книги читать!

Понимая, что все равно эти издания, а там было порядка 20 томов, рано или поздно попадут под списание, я уговорил библиотекаря продать их мне.

А сейчас книга становится никому не нужной, люди перестают читать печатную литературу, её заменили гаджеты и мобильные приложения. В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл социологические исследования. Согласно подсчетам специалистов, 35% опрошенных россиян не читают книг вообще! С той поры минуло 16 лет, и мне кажется, ситуация стала еще более удручающей.

А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяло в руки книгу?

Общение с книгой – это особенное действо, нечто на грани волшебства, сначала ты выбираешь время и место, где будешь наслаждаться приобретенным романом, затем плавно входишь в процесс восприятия написанного материала. Если перед тобой серьезная литература, например, исторического характера, то первое время никак не можешь войти в процесс осмысления читаемого текста. Цифры, многочисленные имена, незнакомые названия сильно осложняют получение информации. И лишь когда прочитаны первые десятки страниц, и ты начинаешь усваивать читаемый текст, повторяющиеся названия, казавшиеся при первых прочтениях сложными и непонятными, вдруг застревают в твоей памяти, становятся родными и доступными. То есть, читая художественную, историческую или научную литературу, ты прикладываешь определенные усилия для осмысления написанного. Усваивая то или иное произведение, ты, безусловно, при этом повышаешь уровень своего интеллекта.

Интернет же отнимает у нас такую возможность. Придуманный изначально для облегчения расчета сложных задач в науке и промышленности, за считанные годы он превратился в монстра, поработившего человеческую цивилизацию. Сейчас никто не мыслит себя без активного использования Интернета, который становится настоящей угрозой здоровью, в том числе психическому. У современного человека обрубается способность мыслить и анализировать, при кажущемся огромным потоке информации на самом деле в нём ничего нет. Везде сейчас публикуются события, затрагивающие эмоции, а не разум. Первыми в блоках новостей идут сюжеты про катастрофы, стихийные бедствия, убийства и всевозможные скандалы, массово возникающие в среде так называемой элиты. Если раньше была цензура и мы, задыхаясь и страдая от нехватки информации, додумывали и размышляли над происходящими событиями, то сейчас все это преподносится нам в «разжеванном» виде, с чьими-то предубежденными и лживыми комментариями.

Я не помню точно, когда россияне стали избавляться от своих домашних библиотек, но явление это было массовым. И если сначала люди избавлялись от трудов наших идеологов, так, я отдал в макулатуру полное собрание сочинений В. И. Ленина, состоящее из 55 томов, то затем на свалку стали выбрасывать все подряд. Себе в заслугу могу зачесть – мамину библиотеку я сохранил, а это несколько сотен томов художественной литературы.

Разбирая стопки своих книг на антресоли или на даче, я с ностальгией вспоминаю те времена, когда достать хорошее издание считалось большим событием. Особенно ценились тома, написанные классиками русской и зарубежной литературы. Не иметь в своей домашней библиотеке произведений Пушкина, Толстого, Есенина, Джека Лондона, Диккенса и других классиков считалось почти неприличным для интеллигентного человека.

Как же так получилось, что за считанные годы народ наш вдруг перестал читать своих писателей, а стал массово потреблять запретные плоды западной культуры? Быть может, свою роль сыграл «железный занавес», когда многие десятилетия было «низя», и вдруг стало можно. Чуть позже появились видеомагнитофоны. Комсомольские лидеры, «переобувшись в воздухе», стали повсеместно открывать видеосалоны и прокаты кассет, таким образом совсем отвадив россиян от серьезного чтива. И всё наше общество стремительно понеслось в бездну западного разврата и бездуховности.

Как известно, запретный плод всегда слаще, в семидесятые, восьмидесятые годы прошлого века вся молодёжь постсоветского пространства была влюблена в рок группу «Битлз», и эти ребята смогли значительно повлиять на огромное количество людей, кардинально изменить их сознание. Наши идеологи, увы, не сумели предложить подрастающей смене достойной альтернативы, руководящая и направляющая сила нашего общества – коммунистическая партия – оказалась бессильна перед лицом ползущей, всепроникающей идеологической агрессии. Джинсы, жвачка, пластинки культовых групп – все это мутным потоком вливалось в нашу страну, формируя у значительной части советских людей убеждение, что на Западе живут лучше и что настоящее демократическое общество там, а у нас страна с действующим коммунистическим режимом. По мнению Сергея Капицы, в настоящее время телевидение и Интернет гибельно влияют на сознание людей. На его взгляд, они являются антиобщественными, главной целью их является переформатирование общества по западному образцу.

На сегодня актуальнее всего стоит вопрос не укрепления обороноспособности страны или обеспечения её продовольственной безопасности, а сохранения духовности, культуры и образования нашего народа. Утратим духовные, интеллектуальные и моральные скрепы – и мы исчезнем с лица земли как независимое суверенное государство. Ибо кто будет защищать наше Отечество, поднимать промышленность, науку и культуру, если детей наших превратят в тупых потребителей чуждых нам ценностей. Потому так важно сегодня приучать наших сыновей и дочерей к чтению книг наших русских классиков, святоотеческой литературы, чтобы воспитывать настоящих патриотов своей Родины.

В психологии есть понятие «сензитивного периода». То есть этапа, когда ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Если пропустить такой период, то многое уже трудно будет наверстать. К примеру, ребенок, который до семи лет не научился говорить, скорее всего так этому и не научится. Аналогичным образом происходит и формирование менталитета. Ребенок не рождается с ним, национальное самосознание вырабатывается у него постепенно в процессе воспитания. И родной язык играет здесь наиважнейшую роль. Смешение же культурных кодов и установок на раннем этапе развития ребенка дезориентирует его, мешает выработке национального самосознания. А если родители и педагоги усиленно подчеркивают ценность овладения иностранным языком, стараются всячески повысить мотивацию ребенка, то может произойти и культурная переидентификация. Не успев проникнуться родным духом, ребенок всей душой прилепится к иностранному. И будет не только говорить, но и мыслить, чувствовать, вести себя как иностранец. Русский язык, русская культура и ментальность станут ему чужды, непонятны и неприятны.

Конечно, нынешнее «аглицкое поветрие» – это, прежде всего, реакция на долгие годы существования страны за «железным занавесом». Для людей, выросших при советской власти, заграница была сверхценностью, а ведь именно эти люди и являются сейчас родителями, бабушками и дедушками. Именно они определяют, чему и когда учить маленького ребенка.

За всем этим стоит мощная стратегия, направленная на развал нашей страны. Потому сегодня так важно уделять больше внимание отрасли образования, именно там, в школах, растят будущее страны. Как верно сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«…Прикасаясь к опыту предшествовавших поколений через приобщение к литературе, мы можем видеть, что хорошее и что плохое было в жизни. Мы можем видеть достижения и ошибки, мы можем формировать свое отношение к тому, что такое добро и что такое зло. А с этим связано нравственное формирование личности. Книга — это школа жизни.

Вот почему так важно, чтобы с самого раннего детства мы учились выбирать правильно книгу, полюбили чтение и через это замечательное действо формировали себя нравственно чистыми, интеллектуально сильными, физически здоровыми, любящими свою страну, свой народ, свою Церковь, своих родителей, своих братьев и сестер — Людьми с большой буквы. Пусть Господь поможет нам через чтение книг вступить на путь умственного, нравственного и духовного совершенствования, к которому Он нас призывает!».

Николай Лудников

 

«Колокол Севера» № 3(122) июнь 2025 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *