Прогулки по старой Ухте

Свершилось, "старый город"  в Ухте объявлен объектом культурного наследия. Соответствующий приказ подписан Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия.

Согласно документу, ансамбль улиц Мира, Первомайская, Кремса работы архитекторов П. Мурзина, Н. Жижимонтова, Н. Рыбина и Н. Алешина 1947 -1968 годов постройки, решено включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Кроме того будут утверждены предмет его охраны, границ и режима использования его территории.

В ансамбль вошли дома по следующим адресам: ул. Мира, 1,2,3,4,5,8,11,12,14,16; ул. Первомайская, 2/6,3,4,6; ул. Кремса 1/10,3,5.

Узнав об этой замечательной новости, мы решили вспомнить цикл статей известного ухтинского писателя-краеведа Юрия Теплинского, первый материал был опубликован в газете «Колокол Севера» в августе 2014 года.

Миру - мир

28 марта 1955 года исполком городского совета депутатов трудящихся Ухты (Республика Коми) в рамках компании по сбору подписей под Венским обращением Всемирного Совета Мира против подготовки атомной войны переименовали в улицу Мира отрезок Октябрьской от устья реки Чибью до площади Связи.

Я лично считаю, что данному участку Октябрьской улицы (если уже и следовало его переименовывать) более подходит название «Ухтинская». Таким образом, на карте города сохранилось бы историческое название одной из первых улиц «жемчужины Севера», окончательно исчезнувшей после возведения бетонного моста (ныне закрытого для движения автотранспорта).

Нужно с сожалением отметить: городу явно не повезло с названиями многих улиц. Не трогая тех, что утверждены по жесткой партийной разнарядке, вспомним лишь некоторые личностные имена: Пушкин, Гоголь, Горький, Дзержинский, Володарский, Оплеснин – какое отношение эти люди имеют к нашему городу?! Разве Ухта не промышленный центр РК? Разве у нее мало славных имен, руками которых созданы промысловые объекты, не имеющие аналогов не только в России и СССР, но и в мире. Городским властям следовало озадачиться и этим давно назревшим вопросом, ведь они сегодня имеют достаточную свободу действий и не рискуют головой, как Я. М. Мороз (начальник Ухтпечлага 40-е годы XX века).

За первые 25 лет силами лучших представителей технической интеллигенции, был решен целый комплекс насущных научно-технических задач, и в том числе ускоренное строительство города. Эти люди оставили нам архитектурные сооружения, которые до сей поры определяют особый колорит и лицо исторической части Ухты.

До начала 1950-х годов Ухта была преимущественно деревянная. Картина кардинально изменилась, когда в мае 1953 года в районе Дежнево ввели в эксплуатацию кирпичный завод Ухткомбината. Качественный желто-лимонный кирпич позволил строить жилые и производственные сооружения, не прибегая к наружной штукатурке (как, например, СШ №2, дома на Первомайской 16, Октябрьской 6 и многие другие). В первый год завод выпустил 16,4 млн. штук кирпича, а в 1956 – 25 миллионов. В октябре 1953 года Совмин Коми АССР утвердил генеральный план застройки Ухты, рассчитанный на 25 лет.

Из желто-лимонного кирпича на улицах Мира, Первомайской и Студенческой Ухты  в 1957 году были построены трех-четырехэтажные жилые дома, которые до сей поры называют «сталинскими». В 1957 году все они были газифицированы.

Первые кирпичные дома, построенные с применением приемов и методов сталинской архитектуры, отличаются особой отделкой фасада. Здесь использовано значительное количество лепных украшений, начиная от цоколя до карнизов кровли: фигурные бордюры и шпили, окантовка чердачных выходов, оконных проемов и балконов. А как оригинально смотрятся арки и ограды с коваными воротами и решетками. Аналогичные дома, построенные немногим позднее (например, на Первомайской, 15), таких фигурных гипсобетонных украшений фасада уже не имеют. Во времена Н. С. Хрущева, они были признаны «архитектурными излишествами».

В те годы наиболее ярко проявились профессиональные знания двух ухтинских архитекторов Н. П. Жижимонтова и П. К. Мурзина при участии главного архитектора города М. Е. Водарской.

Жижимонтов Николай Павлович родился в 1910 году в Москве. Арестован в апреле 1937 года, тогда он был еще студентом третьего курса Московского архитектурного института. Пятилетний срок отбывал в Ухтпечлаге, где под руководством московских архитекторов А. Ф. Орлова и С. Н. Пуслина работал техником-архитектором жилищного гражданского строительства проектной конторы. Формально освобожден в июне 1942 года с назначением главным художником и режиссером Ухтинского художественного театра. В феврале 1946 года переведен в проектно-изыскательскую контору.

Жижимонтов – автор проектов строительства новых зданий в Ухте театра (ныне храма Стефана Пермского), музыкальной школы № 1, административного здания Ухтижемлага (ныне банк «Петрокамерц»), Дома связи, здания горкома КПСС (ныне управление соцзащиты), жилых домов на Первомайской и Октябрьской площадях, улице Мира. Является автором проектов застройки жилых поселков нефтешахт (Ярега), сажевых заводов (поселок Сосновка), клуба и жилых зданий поселка Войвож. Эти проекты были отмечены Госпремиями России.

В 1960 году, спустя два года после полной реабилитации, Николай Павлович по приглашению Госстроя Казахстана переехал в город Алма-Ату, где скончался в начале 1990-х годов. В 2000 году был признан «Ухтинцем века».

Мурзин Павел Константинович родился в 1913 году на станции Кавказская Краснодарского края. После защиты диплома в МАИ оставлен преподавателем кафедры промышленной архитектуры. По совместительству работал в мастерской Наркомтяжпрома, где в соавторстве подготовил ряд проектных заданий для городов Москвы, Костромы, Волгограда, Ташкента, Рязани. В январе 1939 года стал автором-архитектором при Управлении Моссовета. Проектировал жилые  и общественные здания в городе Ступино. В сентябре сорокового его приняли в проектное бюро Академии архитектуры при Совнаркоме СССР. Воевал, попал в плен, после освобождения в мае 1945 года был направлен на спецпоселение в Ухтижемлаг сроком на шесть лет, реабилитирован в 1960 году. Заслуженный строитель Коми АССР П. К. Мурзин работал в проектных организациях Ухты свыше сорока лет.

Лично и в соавторстве спроектировал целый ряд объектов в Республике Коми – в  Ухте, Сосновке, Войвоже, Яреге, Водном, Нижней Омре в пятидесятых годах; в Нижнем Одесе, Вуктыле, Усинске, Сыктывкаре, Сосногорске – в 1960-1970 –х годах. Им составлены проекты планировок и застроек городов, рабочих поселков, микрорайонов.

До последних дней жизни занимался любимым делом, выполнял свой профессиональный долг. Скончался в сентябре 1987 года. В 2000 году был признан «Ухтинцем века».

Водарская Мария Евгеньевна – главный архитектор Ухты с 1952 по 1962 годы. Приехала в наш город из Владимира, где возглавляла областную инспекцию Государственного архитектурно-строительного контроля. Ее отличали высокий профессионализм и принципиальность. Помимо местных сотрудников старалась привлекать людей, обладающих не только специальностью архитектора, но и художественным вкусом. По инициативе Марии Евгеньевны создана архитектурно-строительная инспекция.

Улица Мира начиналась с одноименной площади и в ее центре возвышалась садово-парковая скульптура «Миру – мир», являющаяся своеобразной визитной карточкой Ухты. Двое крепких мужчин несли на вытянутых руках земной шар, а одухотворенная женщина указывала им дорогу.

Садово-парковые скульптуры это, как правило, штампованные произведения искусства, массово выпускавшиеся до середины 1960-х годов. Ими централизованно снабжали многочисленные города Советского Союза. Видимо, существовал и свой ассортимент изделий и особый распорядок, куда и что отпускать. Тем не менее, в любом детском парке страны в 1950-х годах можно было увидеть гипсовых пионеров, установленных на бетонные постаменты, с барабаном и горном в руках, а на стадионах - мускулистых спортсменов с мячами, копьями, веслами и другим аналогичным инвентарем. За редким исключением парковые скульптуры формировались из гипса, а затем по мере необходимости подкрашивались белилами. Так что зимой они полностью растворялись на фоне снежных сугробов.

Много таких изделий было в Ухтинском детском парке и на стадионе «Динамо» (впоследствии «Нефтяник»), и не только там. Например, гипсовые пионеры долгое время встречали школьников у главного входа современной школы № 1 постройки 1962 года. Относительно недавно исчезли садовые скульптуры, находившиеся напротив старого здания УГНТ (ныне корпус «Д» УГТУ).

Однако самые известные из скульптур, относящихся к садово-парковым, это «Миру – мир» и «Дружба народов», которая была установлена напротив железнодорожного техникума. К сожалению, в своем красочном фотоальбоме, бывший главный архитектор Ухты Л. С. Федосов, именует эти скульптуры неверно, а в фотолетописи историко-краеведческого музея дата установки отнесена к 1955 году. Между тем в октябрьском выпуске газеты «Ухта» за 1957 год сказано:

«К 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в городе будет установлено несколько скульптурных групп. В начале улицы Мира уже установлена скульптура «Миру – мир», начались работы по установке скульптуры «Дружба народов» у Дома связи, установлено несколько детских скульптур в детском саде поселка Оплеснина и у Дома пионеров»

В середине 1970-х годов в результате реконструкции дороги вокруг объездного круга, и изменения политических взглядов на мир и дружбу между отдельными народами, скульптуру «Миру – Мир» убрали. В итоге она оказалась на городской свалке.

Осиротевшее место очень долго пустовало, а затем городские власти применили самый действенный вариант и вместо визитной карточки города… посадили молодые кедры. Странно, что на прокладку никому не нужного подземного перехода к бассейну «Юность» деньги есть, а достойного Ухты памятника – нет! Кстати, скульптура «Миру – мир» очень знаковый символ для многонационального города, в котором в отличии от известных регионов не происходит ни этнических конфликтов, ни националистических выступлений. Вполне можно было озадачиться и восстановить старую скульптуру в первозданном виде, тем более что такой опыт в Ухте уже имеется. Достаточно вспомнить полностью воссозданный памятник А. С. Пушкину на Октябрьской площади, капитально отреставрированный монумент В.И. Ленину на Первомайской площади.

На первых этажах домов № 2 и 6 по улице Мира сохранились все те же насущно необходимые заведения, что и были изначально: самая старая городская аптека, продовольственный магазин, точка общепита.

Примечателен и дом № 3 на улице Мира, где жил и творил коми-писатель, почетный гражданин Ухты Борис Федотович Шахов (1928 – 2002). В 2006 году здесь  в его честь была открыта мемориальная доска.

Литературную деятельность Шахов начал как публицист, автор очерков о выдающихся людях Ухты: писал о знаменитом нефтянике Владимире Ульнырове, о строителях города Петре Пушкине, Анатолии Мишанкове, Владимире Мищенко, Иване Липине, о своем друге Алексее Вокуеве. В 1970-е годы в прессе был опубликован цикл его очерков об этих и других известных в республике людях.

А вот свой талант мастера художественной прозы Борис Федотович продемонстрировал широкой публике в 1980 году, когда вышла в свет первая его книга на коми языке «Против течения». Это произведение современники много критиковали, высказывали, что написано никудышним слогом. После этого писатель решил серьезно заняться изучением родного языка. Собрал дома большую библиотеку из книг, словарей, учебников на коми языке и стал с упорством заниматься. Вскоре Шахов уже признавался, что при написании своих произведений стал и мыслить по коми.

«…Маленьким ручейком начинает Эжва свой длинный путь. Прячется под седыми елками, извивается меж замшелых кочек, пробиваясь сквозь вековую парму-тайгу с севера на юг. Собирает по пути тысячи безымянных ручьев, постепенно крепнет, распрямляет плечи, смело раздвигает дремучие дебри – режет себе дорогу. А вот она, словно озорной мальчишка, прыгает по камням, вымывает на изгибах глубокие ямы – в жару любимые места хариуса. Крутясь в водоворотах, шумно и весело несется Эжва мимо крутых гористых берегов, вырывается из цепких объятий пармы, выходит на равнину. Круто устремляется на восток и, сделав вокруг просторов пармы широкую петлю размахом в сто верст, зигзагами уходит на запад, деля коми землю на две половины…» (Б. Ф. Шахов «Сверстники»).

Однако Шахов был не только литератором, но и пламенным пропагандистом. Он писал статьи, выступал по ухтинскому радио. До последних дней своей жизни он боролся за возрождение коми языка и народа.

«…Бездумная политика экстенсивного развития экономики без учета интересов населения, направленная на грабеж богатств края, разрушила среду обитания коренного населения коми, традиционный уклад его жизни и уготовила ему участь вымирающего народа.

Остановить геноцид коми народа для нас значит возродить, сохранить и обеспечить дальнейшее развитие коми языка и восстановить на современном научном и техническом уровне традиционный хозяйственный уклад жизни нашего народа. И мы очень хотим, чтобы все, независимо от национальности и языка, поняли нашу боль и тревогу и выступали не как враги, а как друзья в решении нашей проблемы. Это же по-человечески так естественно…».

Несомненно, он внес значительный вклад в развитие и популяризации  коми культуры и языка. Неслучайно, Центр коми культуры в Ухте носит его имя.

Юрий Теплинский

Фото предоставлено автором

(Продолжение следует)

«Колокол Севера» № 5(58) август 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *