Молитва на краю света

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане и принадлежит Норвегии. Согласно международному праву, Россия также имеет там свои интересы, занимаясь угледобычей и научными исследованиями в сфере геологии, археологии и гляциологии. В русском поселке Баренцбург живут шахтеры, ученые и обслуживающий всю инфраструктуру персонал. Здесь есть домовый храм, часовня и небольшая община, которая по воскресеньям собирается на совместную молитву. Каждый приезд священника для них значимое событие. Настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской в Тронхейме (Норвегия) священник Александр Волохань рассказал о своей недавней поездке на Шпицберген «Журналу Московской Патриархии».

— Ваше Преподобие, недавно Вы вернулись со Шпицбергена, можно сказать, побывали на краю света. Чем примечателен этот архипелаг, как там образовалась православная община и появился храм?

— Архипелаг Шпицберген (норвежское название Свальбард — холодные берега) находится в Северном Ледовитом океане. По общепринятой версии его открыл голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1596 году. Но найденные археологами православные приметные кресты дают основания предполагать, что еще раньше Баренца архипелаг открыли поморы. Этому можно найти подтверждение и в архивах. Сегодня здесь живут норвежцы, украинцы и русские, большая часть из них шахтеры и ученые. Расстояние от крайнего острова архипелага — острова Росса 1000 км до Северного полюса, а до Москвы и Осло более 2,5 тысяч километров. Здесь очень красивая природа — фьорды, горы, ледники, из животных белые медведи, киты, моржи, песцы, северные олени. Посмотреть на полярное сияние, белые ночи и полное солнечное затмение приезжают туристы со всего мира.

Россия построила здесь три шахтерских поселка Баренцбург, Пирамида и Грумант. Действующий только Баренцбург, два других законсервированы, хотя на Пирамиде инициативные русские люди пытаются развивать туризм. Существует даже Центр арктического туризма. У Баренцбурга есть своя ТЭЦ, водонасосная станция, оборудование и производственные мастерские, необходимые для жизни в полярных условиях и добычи угля. В нашем поселке живет примерно 400-500 человек, в основном шахтеры и ученые. И хотя Шпицберген — это территория Норвегии, но 1% его территории принадлежит России, точнее частной компании (тресту) «Артикуголь», в том числе поселок Баренцбург.

Особенность архипелага в том, что здесь очень скудная растительность. Вообще нет деревьев, и дерево завозят лесовозы. Оно требуется для работы на шахте, углем которой обеспечивают ТЭЦ, дающую тепло и свет. Кстати, из этого дерева по инициативе старосты прихода и часовни Ларисы Степановны Тимошиновой на всех четырех сторонах света вокруг Баренцбурга, в том числе на горе святого короля Олафа Норвежского, в 2019 году были воздвигнуты православные кресты.

По словам консула России Сергея Сергеевича Гущина православная жизнь здесь оформилась после строительства часовни Спаса Нерукотворного, поставленной в память о погибших в авиакатастрофе 29 августа 1996 года. Тогда на Шпицбергене разбился наш пассажирский самолет с шахтерами и их семьями, погибло 140 человек. После этой трагедии Шпицберген посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и Всея Руси), заботами которого в 1999 году там и была построена часовня. Примечательно, что она открыта и днем, и ночью. Там всегда горит свет. И каждый желающий может помолиться в удобное для себя время.

— Что стало мотивом Вашей поездки на Шпицберген?

— Это моя третья поездка на архипелаг, одна из них была в 2008 году, в связи с крушением вертолета, когда мной были отслужены заупокойные богослужения по погибшим. Здесь нет постоянно проживающего православного священника. Батюшки, чтобы отслужить Литургию, приезжают сюда в командировку несколько раз в году. И последний раз православный священник служил здесь более года назад. Из России чартерные рейсы летают раз в два месяца, проще всего туда добраться из Норвегии. Но в связи с карантином Норвегия отменила все рейсы на Шпицберген из других государств, в том числе и России. Правда с 1 июня эти ограничения были сняты для проживающих в Норвегии. И поскольку я постоянно живу и многие годы служу там, окормляя наших соотечественников, проживающих в городах Центральной и Северной Норвегии, то посчитал важным откликнуться на приглашение российского консула С.С.Гущина и совершить пастырскую поездку в Баренцбург. Каждый год летом я обычно направляюсь в приходское паломничество по России. Но сейчас это по известным причинам невозможно. Таким образом, приехав на Шпицберген в русский город, я как бы тем самым совершил и паломничество в Россию. Интересно, что хотя архипелаг — это норвежская территория, у нее особый статус вне Шенгенской зоны, поэтому при вылете из Норвегии и возвращении проходишь паспортный и таможенный контроль со всеми формальностями.

— Какой была Ваша программа?

— В первую очередь две Божественные литургии в субботу и воскресенье, чтобы причаститься могли все желающие, несмотря на график своей работы. Кроме того, были неоднократно отслужены панихиды по павшим в Великой Отечественной войне (24 июня), а также по погибшим шахтерам рудника и жертвам авиакатастроф и кораблекрушений на Шпицбергене, у памятных мест, молебен у поклонного креста, вместе с прихожанами был совершен крестный ход по городу и освящение вод Гренландского моря, омывающего архипелаг с запада.

Кроме того, мной были проведены встречи и беседы с местными жителями, в том числе работниками шахт, а также с учащимися школы и учителями, концерт православных песен и песен военных лет под гитару в Музее поморской культуры и Консульстве РФ).

Программа включала также освящение нового вертолета, который купила добывающая тут уголь российская компания «Арктикуголь». Вертолет — это основное средство передвижения по архипелагу помимо снегоходов и катеров.

Знаменательно, что во время чина освящения у берега появились киты, испускавшие ввысь струи (фонтаны) воды. Возникло ощущение, что животные как бы откликнулись на священнодействие вокруг «летучего корабля», совершавшееся на пороге, или точке соприкосновения, трех стихий: земной, морской и воздушной.

Особенно важным и отрадным для меня стало посещение школы и беседы о вере и Церкви с учащимися, что вызвало искренний интерес и нашло благодарный отклик у юных собеседников. Здесь есть все 11 классов и учится около 40 детей (приезжая на работу по контракту полтора-два года, многие берут с собой семью). А все здание школы расписано снаружи рисунками обитателей архипелага, а также сценами из русских сказок и изображениями православных храмов.

Самой живой получилась беседа с учениками младших классов. Ребята задавали мне много вопросов о вере. А старшеклассники наоборот были очень сдержаны и в основном только слушали, что я им рассказывал. Потом учителя пригласили меня на чаепитие, и мы беседовали около часа о православной жизни в Норвегии.

— Кто представляет общину Успенского прихода?

— Для общины это громко сказано, но есть свой костяк, который и поддерживает молитвенную жизнь. Кроме консула России Сергея Сергеевича Гущина и старосты прихода Ларисы Тимошиновой, которая работает поваром, это авиационный инженер Виктор Кобзарь с супругой Зинаидой. Виктор и Лариса Степановна живут на Шпицбергене уже давно, например, он 26 лет, а она 12 лет. Как она выразилась, без храма тут нельзя: «Если служб не будет, то все тут заглохнет, потому что нет священника и нет постоянных жителей». Это правда, отработав по контракту люди уезжают и приезжают новые. Немногие задерживаются. Эти трое в основном и организуют здесь всю православную жизнь. От нашего прихода из Тронхейма мы передали местной общине в дар новые хоругви, и в местной мастерской изготовили для них древки.

— Как строится православная жизнь в отсутствие священника?

— Каждое воскресение Лариса Степановна в 12 часов звонит в колокола на звоннице, подаренной приходу благотворителями из России несколько лет назад. Народ собирается на совместную молитву — чтение часов. Литургию мирянским чином они не служат. В двунадесятые и великие праздники в часовне читаются акафисты святым, а потом обходят ее крестным ходом. В Пасху богослужение состоит из чтения пасхальных часов. Куличи и пасха освящаются мирским чином.

При храме есть неплохая  православная библиотека с духовной литературой.

Мне рассказывали, что в 1990-е годы с миссионерскими целями в Баренцбург приезжал протестантский пастырь с детским хором и устраивал в клубе концерты, проповедовал и раздавал всем желающим Библии на русском языке. Часть этих Библий осталась в местной библиотеке. Их недавно обнаружили и решили передать Успенскому храму. В свою очередь я привез для библиотеки наши приходские журналы «Зерно веры», а также номера «Журнала Московской Патриархии».

— Сколько человек приходило на Ваши службы и где они проходили?

— Помимо часовни Спаса Нерукотворного образа в Баренцбурге есть домовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, он находится в местном Культурном центре. Там и служили Литургию, на которой в обоих случаях было 20-25 человек.

— Почему так мало, если в поселке живет 400-500 человек?

— Вот это как раз очень серьезный вопрос. Дело в том, что для организации более насыщенной молитвенной жизни нужно, чтобы там постоянно жил священник, в идеале из монашествующих. Как я понял, почти все жители поселка крещенные, но воцерковленных намного меньше. Это как раз тот случай, когда «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36-38). И когда мы говорили об этом с Сергеем Сергеевичем Гущиным, он высказал такую мысль, что священники могли бы присутствовать на Шпицбергене постоянно, но вахтовым методом, жить здесь по году и потом сменяться. К сожалению, пока у Арктикугля нет финансовой возможности организовать их проживание. Но думаю, это вопрос времени. Я надеюсь, что в августе этого года у меня будет еще одна возможность совершить пастырскую поездку на Шпицберген, когда престольный праздник прихода в Баренцбурге, День шахтера и годовщина трагической гибели нашего самолета в августе 1996 года.

Алексей Реутский

***

Предположительно, Шпицберген (современная столица архипелага — Лонгйир) был открыт поморами и викингами в XII веке. По русским источникам, поморы, имевшие возможность северной ледовой навигации на кочах (небольших парусных судах), сделали это на 80 лет раньше. У русских помор архипелаг обозначался как "Святая Земля" или Грумант.  Известно письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников. В XVI-XVII вв. Шпицберген превратился в центр пушного и китобойного промысла. Помимо норвежцев и русских, на архипелаг устремились голландцы, британцы, датчане, французы и представители других стран. Право Норвегии на архипелаг было утверждено в 1920 году пресловутым «Договором о Шпицбергене». Несмотря на то, что представители Советской России не были приглашены на конференцию в Париже, в 1924 г. СССР признал суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, а в 1935 г. присоединился к документу. В настоящее время участниками договора являются более 40 стран. Кроме Норвегии добычей угля на архипелаге занимается Российский государственный трест "Арктикуголь", владеющий территорией в 251 кв. км. На этом участке расположены две законсервированные шахты - "Пирамида" и "Грумант" - и одна действующая - "Баренцбург". Часть угля покупают Нидерланды для своей химической промышленности.

На Шпицбергене находится международное хранилище семян самых разных растений, так называемое хранилище «Судного дня». Считается что в случае ядерного конфликта именно это место уцелеет и выжившие люди смогут вновь наладить свою жизнь. 

В поселке Баренцбург находится российское консульство - это единственное иностранное дипломатическое представительство на Шпицбергене. Еще недавно на Шпицбергене работало 5 российских научных экспедиций, теперь же осталась только одна — института Арктики и Антарктики. 

В разные годы Шпицберген с пастырскими поездками посещали также священники Андрей Близнюк, Виктор Лютик, Павел Поваляев.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *