Благовест над Толгоболем

главнаяМало кто из паломников, торопящихся в Толгскую женскую обитель под Ярославлем, обращает внимание на церковь в селе Толгоболь. Расположена она у поворота на монастырь. Нам, паломницам из Ухты, этот храм открылся совершенно случайно. Хотя о чем это я? Разве у Бога бывают случайности?

Конечно же, это Промысел Божий привел нас к нему. В тот хмурый осенний день мы пошли в Толгоболь по прозаичной причине: за сахаром. Магазин оказался закрыт, но за ним на горке возвышался древний (судя по внушительных размеров церковному кладбищу) храм с высокой колокольней. Не зайти в него мы не могли. День клонился к вечеру, никого вокруг не было, церковь, к сожалению, оказалась закрытой, зато рядом мы обнаружили еще одну – туда мы и вошли. Внутри храм поразил нас: старинные темные иконы, объемная голова Иоанна Крестителя, выполненная из дерева, статуя Христа – до сих пор я такое встречала только в одном месте: Осташковском благочинии Тверской епархии. Вскоре к нам подошел молодой человек (староста прихода Николай, как позже выяснилось) и спросил нас, что мы тут делаем: храм ремонтируется и не стоит здесь находиться. Узнав же, что мы приехали из такой дальней епархии, отложив все свои дела, устроил нам небольшую экскурсию по двум храмам – Живоначальной Троицы, в который мы зашли, и Покровскому, тому самому, с колокольней. Тепло попрощавшись с нами, вручив небольшие подарочки, позвал нас на Литургию.

То, что он нам рассказал, святыни, которые показал, необъяснимое ощущение намоленности места, да и приветливость старосты глубоко запали в душу. Надо ли говорить, что в ближайшее воскресенье, отпросившись у инокини, стар- шей по послушаниям в Толгском монастыре, и одевшись потеплее (нас предупредили, что храм очень холодный), мы поспешили в Покровскую церковь, на службу. Настоятель оказался не менее приветливым, нежели староста. Подойдя под благословение, услышали: «И откуда такой православный десант?». Все прихожане встретили нас очень радушно. Та Литургия была удивительной. В первый раз я видела, как батюшка служил по такому необычному порядку. Дав возглас в алтаре, он выходил к клиросу и помогал им славословить Бога, а затем возвращался, когда это требовалось по ходу службы.

Весь следующий год, готовясь к уже традиционной поездке в Толгский монастырь, мы мечтали о том, что обязательно выберемся в ставший любимым для нас Троице-Покровский приход. И Господь помог нам осуществить задуманное.

Билеты на обратную дорогу у нас были на 12 октября. Трудников в монастыре было мало, послушания следовали одно за другим, возможности и сил уйти в сельский приход не было. Но и желания уезжать из монастыря по мере приближения даты отъезда становилось все меньше и меньше. Наконец принято решение: остаемся на Покров Пресвятой Богородицы в Толге! Ах, какая служба нас ждет – предвкушали мы! Накануне праздника сложилось так, что вторая часть дня у нас оказалась свободна и, конечно же, мы сразу после обеда ушли в Толгоболь – кто знает, будет ли у нас еще такая возможность? Около храмового комплекса мы, как и год назад, встретили Николая, который готовился к вечерней службе, перенося необходимую утварь из зимнего, Троицкого, храма в летний, Покровский. И только тут мы начинаем понимать, что у прихода – престольный праздник! И пусть в этом храме холод, но как же мы не разделим радость с теми, кто с такой приветливостью встречает гостей.

И Господь все устроил для осуществления нашего замысла: в монастыре нас отпустили, откуда-то взялись силы добежать обратно до келии, одеть на себя все, что нашлось из теплых вещей у нас в сумке и в рухольной гостиницы, и вернуться на Всенощное бдение в село. Божия помощь щедро подавалась нам и после службы: на обратном пути машина, подобравшая нас на дороге, оказалась монастырской и довезла прямо до двери паломнической гостиницы, а молитва ко святому Причащению лилась свободно и легко.

На самой вечерней службе нас ждал подарок: настоятель прихода протоиерей Димитрий Ильичев еще преподает церковное пение в Ярославской духовной семинарии, «воспользовавшись» этим обстоятельством, он пригласил на службу семинарский хор. Для семинаристов это была первая служба, но справились они с ней на отлично. Да и как бы могло быть иначе, если регентовал сам отец Димитрий. Жаль, что формат печатного издания не позволяет увидеть, КАК это происходило. Иногда казалось, что регент просто взлетит – столько было энергии в его движениях! Во время службы на солею вышел священник: «У кого есть грехи, исповедуйтесь». Все так глубоко были поглощены молитвой и песнопениями, что народ не шелохнулся. «Что, все безгрешны?!», – в возгласе священника слышалось нескрываемое то ли удивление, то ли восхищение. Ну, тут уж все встрепенулись и выстроились в огромную очередь… Надо сказать, что служба в приходском храме отличалась от монастырской только количеством кафизм, и то, как позже объяснил нам батюшка, – из-за холода, который к концу службы уже, казалось, пробрал до костей.

батюшкаПраздничная Литургия на следующий день пролетела незаметно, казалось, что и холод стал меньше. А после службы – подарок: крестный ход. Он как заключительный, торжественный аккорд всему, что происходило с нами за эти два дня. По окончании службы, не отдохнув, не потрапезничав, не согревшись, отец Димитрий специально для нас провел экскурсию. И вот что он нам поведал.

Храмовый комплекс прихода действительно оказался очень древним. Первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Иоанна Крестителя появляется в XIII–XIV веке. Существует предположение, что он воздвигнут на месте языческого капища. Позже строится храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменные храмы на месте деревянных обветшавших появляются благодаря трудам и усердию прихожан в XVIII веке. Приход был достаточно известен в церковных кругах Ярославской епархии. И не только потому, что с начала XVII века он являлся владением Толгского монастыря. Здесь кипела полноценная церковная жизнь: работала одна из лучших в уезде приходских школ, хор, певчие которого были из местных крестьян, оценивался на уровне городских храмовых клиросов, службы шли строго по монастырскому уставу (что соблюдается и до сего времени). Поэтому неудивительно, что, когда в 1913 году святейшее царственное семейство приезжало в Толгский монастырь, Всероссийский Император Николай II преподнес в подарок крестьянам села Толгобол (именно так тогда звучало его название) Феодоровский образ Божией Матери в деревянном киоте, на обороте которого сделана дарственная надпись. К сожалению, сам образ в годы революции исчез, киот же долгое время стоял у стены храма, до тех пор пока его не решили реставрировать. Какая же была радость у прихожан, когда, отодвинув киот от стены, они обнаружили на его задней стенке прекрасно сохранившуюся надпись! Сейчас в этом киоте около царских врат Троицкого храма – новый образ Царственной Заступницы страны Российской.

иконаВ 1928 году в связи с закрытием монастыря Троицкий храм становится прибежищем для выносного Толгского образа Божией Матери, с которым братия обители совершала крестные ходы. В церковь в Толгоболе стекаются и последние иноки обители, среди которых – монах Марк. Его могила расположена почти под самой колокольней Покровского храма, и над ней разливается благовест колокола, оставленного отцом Марком в дар приходу.

1937-й стал годом больших скорбей: после пыток расстреляны регент хора Иван Чепельник, священник Геннадий Матвеевский, 33 года выходивший на солею приходских храмов, чьими стараниями была выращена такая стойкая православная паства. Пострадали многие церковные активисты. Удивляет и возмущает скорость решения советской властью таких вопросов, как лишение жизни человека: отец Геннадий, арестованный 2 декабря, 8-го приговорен к расстрелу, а через два дня уже казнен. И такие страшные вещи происходили везде в стране!

На смену отцу Геннадию пришел отец Сергий Флоридов – не менее стойкий христианин, 27 лет служивший Богу, не обращая внимания на притеснения, нищету и все тяготы в годы гонений. Мирно отошедши ко Господу накануне Пасхи в 1964 году, отец Сергий был похоронен прямо напротив алтаря Троицкого храма.

Да, в XX веке Церковь пережила страшные времена: гонений, расстрелов, неправедных обвинений, разрушения храмов. Но ведь именно тогда появились новомученики, вымолившие нашу страну и продолжающие это святое дело и до сего дня. Благодаря и их заступничеству сейчас наша Церковь возрождена и имеет возможность в полный голос говорить о своей позиции, действенно участвовать в жизни общества.

В Троицко-Покровском приходе возрождена и функционирует воскресная школа для детей и взрослых, в храме прихожане молятся перед почитаемым списком Толгской иконы Божией Матери XVIII века, с колокольни раздается перезвон двух колоколов: подаренного иноком Марком и нового, пожертвованного прихожанами. У храма удивительный настоятель отец Димитрий, стараниями которого идет реставрация храмового комплекса. И вот про отца Димитрия хочется сказать еще раз особо. Уже при первом знакомстве ощущаешь внутреннюю силу, энергию, исходящие от него. Кажется, что их хватило бы не на один приход, а на несколько. Поэтому я ну нисколько не удивилась, ознакомившись на сайте епархии с его биографией. Батюшка был ключарем Успенского кафедрального собора г. Ярославля, преподаватель церковного пения, регент семинарского хора. С конца 2012 года отец Димитрий стал благочинным Ярославского сельского благочиния. А как любят его прихожане! За таким священником паства готова идти на край земли…

Пока мы беседовали с батюшкой, в трапезной его ждали прихожане. Их терпению и снисхождению можно позавидовать. И тем не менее они встретили нас с улыбкой и очень- очень вкусно накормили. Покидая приход села Толгоболь, я думала о том, как здорово, что есть такие священники и такие прихожане, а значит, будет расти и процветать Церковь Русская Православная.

Галина Смирнова

Фото автора

"Колокол Севера" №2(73) март 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *