В духовном единении – величие народа

Картина Ю. П. Пантюхина «За Землю Русскую! Александр Невский», левая часть триптиха

Как передать заветы святого Александра Невского потомкам?

25-27 ноября в Сыктывкаре проходил региональный этап XXIХ Международных Рождественских образовательных чтений. Тема этого года – знаменательна: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», 800-летие со дня рождения великого полководца в России будут праздновать в 2021 году.

В рамках региональных Рождественских чтений в воскресной школе при Свято-Вознесенском храме Сыктывкара члены Православного педагогического общества организовали секцию «Заветы святого князя Александра Невского в воспитании патриотизма современных детей и молодежи». О ее работе хочу рассказать поподробнее.

Педагоги уже давно бьют тревогу, со знаниями у наших детей далеко не всё благополучно. Враги России, либералы от политики и науки пытаются пересмотреть и перекроить историю великой страны, опорочить её прошлое, её защитников, государей и других великих людей – примеров этому множество.

Работа секции проходила именно в контексте этой полемики, участники сделали попытку создания методической копилки в помощь учителю и воспитателю.

Всего участников было 17, это самые разные люди по возрасту и роду занятий. Радостно было видеть молодёжь, школьников, священников, прихожан. Прослушаны шесть докладов и одно заключительное выступление настоятеля Свято-Преображенского прихода протоиерея Владимира Дунайчика.

Международные Рождественские образовательные чтения – церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Проводится в Москве с 1993 года. В Республике Коми Рождественские чтения проводятся с 2015 года. Изначально учредителями были Сыктывкарская епархия и Коми республиканский институт развития образования. Ныне проведение чтений вышло на самый высокий уровень – Правительства и Государственного Совета Республики Коми, а соорганизаторов уже тринадцать.

На секции рассмотрели деятельность великого полководца и государственного деятеля на основе жития святого, затронули вопросы методического сопровождения этой исторической темы для обучающихся. Тема значения личности Александра Невского в истории была раскрыта иереем Димитрием Гераськиным, а основные положения жития представлены воспитателем И. В. Шевцовой.

Отец Димитрий отметил величайшую роль Александра Невского в становлении русской цивилизации и значение для нашего времени. Житие святого благоверного Александра Невского – источник духовно-нравственного воспитания, князь предпочёл «опустошение кармана» «опустошению души»: монголо-татары не посягали на веру русского народа, в отличие от Запада.

Об опыте своего знакомства с жизнью и деятельностью Александра Невского рассказал ученик лицея №1 г. Сыктывкара Георгий Чавыкин. Он знаком с житием святого благоверного князя с детства.

Самым интересным и захватывающим был для юноши первый фильм о полководце режиссёра Эйзенштейна 1938 года. Особенно его впечатлили грандиозные батальные сцены и гибель тевтонских рыцарей на льду Чудского озера: «Когда я смотрел, я понял, что такое война, сколько горя она приносит. Понял, почему Александр хоть и с малой дружиной, но поспешил освободить города, захваченные крестоносцами». Лучшим переложением жития святого Александра Невского для детей он считает книгу О. Н. Тихомирова «Рассказы о православных святых».

В докладе он отметил: «Святой князь Александр Невский всегда был и остается великим героем, непобедимым полководцем, мудрым правителем, поэтому житие его интересно читать, смотреть, слушать».

Подводя итоги региональных Рождественских чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим подчеркнул:

– Александр Невский, этот национальный герой, канонизирован церковью не только потому что он полководец, а за его великий духовно-нравственный подвиг. Это и прекрасный семьянин, и исповедник веры Христовой, и блестящий дипломат. Он выбрал дружбу с Востоком и укрепил военные позиции России на Западе. И на примере Александра Невского мы должны учиться мудрости и всегда помнить слова Александра III: «У России есть только два союзника — ее армия и флот».

Судьба России находится в наших руках. И в работе по укреплению и развитию страны на первое место мы всегда должны ставить духовность.

   

Педагоги поделились методическим опытом. Библиотекарь Свято-Преображенского прихода Е. А. Чавыкина в докладе «Духовно-нравственное воспитание детей в летнем лагере отдыха на примере святого благоверного князя Александра Невского» рассказала о мероприятиях по патриотическому воспитанию, которые она подготовила и провела для детей разных возрастов.

В ходе занятий дети не только узнавали основные события русской истории, но и выясняли, почему эти великие люди, воины, были прославлены в лике святых. По её мнению, «любовь к своей стране нужно воспитывать с детства, поэтому так важна роль положительных примеров, национальных идеалов».

Докладчик считает (с этим нельзя не согласиться), что «патриотическое воспитание не приносит свои плоды в полной мере из-за отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание». Необходимый наглядный пример защитника Отечества для подрастающего поколения можно найти в житиях святых воинов. Елена Александровна выбрала трёх русских полководцев, которые не только защищали свою страну от иноземных захватчиков, но и были людьми глубоко верующими, живущими по заповедям Божиим, сочетающими в своей жизни два стремления – любовь к Богу и любовь к людям. Это Илья Муромец, Александр Невский и Дмитрий Донской.

Выбор обусловлен тем, что герои жили в судьбоносные для России времена, о них должно быть известно детям из уроков истории и литературы.

Занятия включали рассказ, презентацию, викторину с интересными вопросами, практическое занятие – мастер-класс с изготовлением игрушки воина-дружинника из различных материалов. Оно так понравилось детям, что все свои поделки они отнесли домой.

Интересны впечатления педагога от этих занятий. По наблюдениям Елены Александровны, учащиеся мало знают об истории родной страны. Так, на занятиях по житию благоверного князя Александра Невского ученики 4-го класса сообщили, что князь воевал с фашистами.

Художественные фильмы об Александре Невском, а их уже четыре, учащимся неизвестны. Жития святых ребята не читали (за исключением учеников воскресной школы, которые также приходили на мероприятия).

Учащиеся общеобразовательных школ черпают знания в основном не из книг, а из мультфильмов, реже фильмов: «Полученные из вымышленных событий сведения дети принимают «за чистую монету». Особенно пострадал от такой однобокой информации образ преподобного Ильи Муромца. У детей сложилось мнение, что преподобный Илья верил в приметы, обожал своего коня Бурушку, женат был на Аленушке, а русская земля магическим образом возвращает ему силу. Такой образ сложился только из-за серии мультфильмов о трех богатырях, созданной студией анимационного кино «Мельница» и кинокомпанией «СТВ».

Столь полюбившееся россиянам анимационное произведение имеет совершенно другие авторские цели и задачи, наполнено юмором, иронией, желанием взглянуть на очень серьёзные вещи через призму смеха. Пафос в них предельно снижен, поэтому данные мультфильмы больше предназначены не для детей, а для взрослых.

«Забыты даже русские былины, в которых преподобный предстает русским непобедимым богатырем, умным, смекалистым, добрым, защитником родной страны».

Илья Муромец – не вымышленный сказочный персонаж, хотя и былинный герой. Это реальный воин, русский богатырь был на должности воина и нес службу в полку у князя славного города Киева, потом стал монахом Киево-Печерской лавры, его мощи пребывают в ближних пещерах и исследованы учёными, а на родине, в селе Карачарово Муромской области до сих пор проживают его потомки Гущины.

Также докладчик отметила: «Если Александр Невский и Илья Муромец были известны учащимся общеобразовательных школ, то имя Дмитрия Донского многие слышали впервые». Ещё одно наблюдение: «Дети очень мало знают о Православии, православной жизни, зато имеют обширные сведения о вампирах, ведьмах, оживших мумиях, привидениях, о приметах. Так, на занятии по житию преподобного Илии Муромца дети, увидев фотографию мощей преподобного, начали выкрикивать, что это мумия или вампир».

Предложение Е. А. Чавыкиной о необходимости введения в программу воспитательной работы детских садов и школ знакомства с личностями защитников Отечества поддержали все участники секции.

Этот опыт имеется в ряде образовательных организаций республики. Воспитатель И. В. Шевцова, член Православного педагогического общества имени свт. Стефана Пермского, рассказала о воспитательных возможностях авторской игры «Александр Невский» для дошкольников и младших школьников. Идея изучения жития святого князя по ряду основных эпизодов из жизни и составление своеобразной «иконы с клеймами» – репродукциями картин художника П. Рыженко – очень интересна и перспективна для изучения православной культуры в дальнейшем.

Педагог дополнительного образования МОУ Гимназии №1 г. Сыктывкара О. В. Моровова посвятила свой доклад роли патриотической песни в духовно-нравственном воспитании детей. Она показала это на примере участников ансамбля «Сударушка», которым руководит более 16 лет. Первые участники, которые 11 лет посещали ансамбль, уже выросли, но не теряют связи с «Сударушкой», встречаются, помогают, даже иногда выступают вместе с детьми.

Секция завершилась знакомством с методическими разработками. Особую значимость для педагогов, на мой взгляд, имеет работа Коми республиканского института развития образования «Празднование 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского». Системный подход к изучению жизни и деятельности святого представлен Викторией Олеговной Гусаковой, кандидатом искусствоведения, преподавателем Санкт-Петербургского Суворовского военного училища. Это «Программа внеурочной деятельности «Побеждал, но был непобедим: благоверный князь Александр Невский».

Внесли свой вклад в методичку и педагоги из Ухты И. В. Кудрявцева, И. И. Серебрянская, Н. В. Харченко, а также методист центра развития общего образования, социализации и воспитания личности ГОУДПО «КРИРО», инициатор и бессменный организатор чтений Т. А. Ичеткина.

В пособии, выпущенном Ставропольской краевой универсальной научной библиотекой «В духовном единении – величие народа. 800-летию Александра Невского», содержатся качественно выполненные разработки занятий, инсценировки, экскурсии у полотен выдающихся художников. Это окажет действенную практическую помощь педагогам.

Выступает протоиерей Владимир Дунайчик. Фото Зои Остаповой

Подвёл итоги секции протоиерей Владимир Дунайчик, он остановился на необходимости духовно-нравственного возрождения народа, примером для которого должны стать сильные духом люди. Он подчеркнул: у бездуховного общества и народа будущего нет.

Материалы и доклады участников секции «Заветы святого князя Александра Невского в воспитании патриотизма современных детей и молодежи» будут опубликованы на сайте Православного педагогического общества имени святителя Стефана Пермского (krppo.pravorg.ru).

Автор - Нина Михайловна Мищенко, зам. председателя Православного педагогического общества Республики Коми им. свт. Стефана Пермского

«Колокол Севера» » №6(95) декабрь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *