Что может спасти мир?

1Об этом размышляли семиклассники на читательской конференции по книге Петра Столповского «Дай доброты его сердечку»

В ГОУ «Санаторная школа-интернат № 4» Ухты прошла читательская конференция по книге П. М. Столповского «Дай доброты его сердечку». Мероприятие было подготовлено главным библиотекарем ЦДБ имени А. П. Гайдара Анной Мосиной и учителем русского языка и литературы Людмилой Плешивцевой. Сегодня Людмила Васильевна, как организатор, делится своими впечатлениями о книге и о конференции. Кстати, самое активное участие в ней приняли ее ученики, семиклассники санаторной школы.

Говорят: никогда не пройдет мимо то, с чем ты должен встретиться. Если суждено, рано или поздно пути пересекутся. С людьми ли, городами, странами. У меня такая встреча произошла с книгой Петра Митрофановича Столповского «Дай доброты его сердечку». Повесть потрясла до глубины души. Почему она не попалась мне раньше? Как я, учитель литературы, смогла пройти мимо неё, а главное – не познакомить с ней своих учеников? Ведь это та книга, которая должна однажды постучаться в душу каждого.

«Дай доброты его сердечку», – с такой просьбой обращается в своих молитвах бабушка главного героя к Богу. Мудрая женщина понимает: не прожить в мире без доброты. Многому она учит внука, но чаще не словами, а всей жизнью своей.

Рисунок Даниэлы ХаруцаО чем же эта книга? О многом. О голодном послевоенном детстве трёх мальчишек, о том, как они жили, помогали взрослым, проказничали, придумывали разные приключения, порой очень опасные, как дружили, учились прощать и просить прощения. А ещё эта книга о том далёком времени, память о котором нельзя ни в коем случае терять. О времени, когда земля еще стонала и плакала, обожженная, истерзанная, когда болели раны на теле и в душах переживших лихолетье людей. И о том, как они возрождались к жизни, помогая друг другу, подставляя плечо тем, кому еще труднее: вдовам, осиротевшим детям.

«Это моё золотое, голодное детство – не по- детски суровое, но всё равно отчаянно счастливое», – признаётся автор.

В героях я видела своих родителей. Маму, оставшуюся после войны сиротой и попавшую в детский дом, отца, испытавшего и голод, и холод. И бабушку, с которой, будучи девчонкой, спорила о Боге так же, как герой книги, и она, не зная уже, как защититься от моих нападок, начинала молиться и просить, чтобы Господь простил меня и дал разума. Наверное, многие, прочитав повесть, так же, как и я, увидят в ее героях своих бабушек, родителей, тех, кого давно уж нет с нами. Ценность этой книги в том, что в ней – память целого поколения о войне. Повествование ведётся так, что читатель эмоционально проживает и переживает всё вместе с героями.

В своих отзывах мои ученики писали, что не могли удержаться от слёз, когда заканчивали читать книгу. Им было жалко героя, погибшего от оставшейся после войны мины, и в то же время они негодовали по поводу того, как глупо он погиб. Они замирали от страха, когда мальчишки блуждали по лабиринтам пещеры, радовались, когда тем удавалось сделать что-то хорошее, вместе с Шуркой оплакивали его бабушку, но в то же время видели, как светло ушла она из жизни, словно чувствовали тепло её любви.

1 (1)Книга читается легко. Сюжет динамичен, держит в напряжении. «Я впервые читал книгу не отрываясь», – так написал в своем отзыве ученик, предпочитающий проводить все свободное время за компьютером. Вызвать детей на эмоции, да еще на такие – это дорогого стоит. Мои семиклассники прочитали повесть на одном дыхании, а потом ходили и просили еще «такую же».

По книге была подготовлена читательская конференция, в работе которой приняли участие четыре группы. Готовили сообщения о писателе, о повести, о времени, в котором разворачиваются события, о персонажах. Решали, кого же можно назвать главным героем. Обсудили иллюстрации, обложку. Пришли к выводу, что обложка старого издания более соответствует содержанию и настроению книги. Ребята тоже получили возможность побыть в роли иллюстраторов. Еще одно творческое задание состояло в том, что нужно было прочитать предложенные эпизоды и решить, какие нравственные уроки в них содержатся. Конечно же, во время первого прочтения дети об этом не думали, теперь же у них появилась возможность более глубоко проникнуть в суть.

Произведение будет интересно и детям, и взрослым. Его можно рекомендовать для семейного чтения, педагоги же найдут в нём целый кладезь материала для читательских конференций, тематических классных часов, а главное – бесценные уроки нравственности и доброты, не выдуманные, а взятые из жизни.

Людмила Плешивцева

Рисунок Даны Харуца

Фото предоставлено автором

"Колокол Севера" №2(79) март 2018 г.

 
stolpovskiy_slovarПетр Митрофанович Столповский – один из ведущих писателей Республики Коми нашего времени. Один из немногих авторов, которые пишут о подростках и для подростков. Он член Товарищества детских и юношеских писателей России, член Союза писателей России. Творческий талант Петра Столповского многогранен – он не только великолепный прозаик, но и сказочник, историк, переводчик. В апреле нынешнего года ему исполнится 75 лет.
         

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *