Уральских изб душа живая…

Проблема трудоустройства пенсионеров приобретает в наши дни особую остроту. Не каждый пойдет трудиться кондуктором автобуса или гардеробщиком в присутственных местах. К тому же нелюбимая работа вряд ли добавит годы жизни людям элегантного возраста, за что ратует наше государство. А вот как нынешнему пенсионеру развернуться, чтобы была ему работа интересна и полезна для всех? Недавняя поездка в село Арамашево Алапаевского района Свердловской области неожиданно помогла ответить на этот вопрос. Хотя изначально мы преследовали исключительно культурно-познавательные цели: давно хотелось побывать в этом уральском селе с его 400-летней историей, сохранившем старинные деревенские избы, дивный храм на скалистом берегу живописной реки Реж, и полюбоваться на редкой красоты природные пейзажи северного Урала.

...Огромный валун у бревенчатой избы с резными ставнями заставил остановиться и внимательно прочитать надпись с характерными древнерусскими завитушками: «Налево пойдёшь – в центр села попадёшь. Направо пойдёшь – к реке Реж выйдешь. А прямо пойдёшь – красу уральскую обретёшь». Вот эта самая тоска по уральской красоте и заставила нас постучаться в загадочную избу, которая оказалась малым крестьянским музеем села Арамашево. И с самого порога мы попали в расписную – от дверей до простенков – просторную комнату, где нас встретила хозяйка- говорунья в старинной деревенской одёжке.

Вера Васильевна Реутова выбрала для себя этот красочный образ сказительницы девять лет назад, когда вышла на пенсию. Бывшая учительница русского языка и литературы арамашевской школы, которую когда-то окончила и сама, не захотела оставаться просто «при огороде» и других пенсионерских радостях. Вместе с мужем Николаем, мастером на все руки, решили восстановить заброшенную избу с двухсотлетней историей и превратить её в интерактивный музей крестьянского быта. Потом – вторую. Дело пошло на лад. «Просто без слёз невозможно было смотреть, как погибает моё детство, - делится воспоминаниями Вера Васильевна. - Перед глазами стояла наша изба, моя бабушка Анна с её уральским говорком, с её горячими пирогами из деревенской печи, с её прялками, маслобойками, чугунками...».

Может быть, кому-то кажется, что роспись в избах смотрится грубо, наивно, но она добавляла красок и радости в серые будни уральских зимы и осени, поэтому и сто, и двести лет назад хозяева платили высокую цену малярам-художникам, расписывающим избы. В зависимости от достатка расписывались либо только двери, либо часть потолка, может быть небольшой простенок. В арамашевских избах роспись повсюду. Сколько же стоила такая работа? 16 кг муки или зерна платили за роспись одной двери.

Видела бы бабушка Анна, какой развороченной, с провалившимся полом и безликими стенами предстала перед её внучкой первая из присмотренных для реставрации избушек! Только после того как поправили прогнившие половицы, отмыли-отскоблили её изнутри, с гладких бревенчатых стен проглянули дивные расписные цветы и птицы – образцы уникальной уральской росписи. Именно она и стала «изюминкой» задуманного Реутовой проекта «Уральских изб душа живая», с которым та заявилась на грантовый конкурс благотворительного фонда Владимира Потанина.

На победу, говорит, не рассчитывала, потому и заложила в проекте на реставрацию старинной избы скромную сумму: лишь бы на крышу хватило. А тут на тебе: попал арамашевский проект в тройку победителей, обойдя почти полтысячи конкурентов! Среди призёров, к слову, оказались московский и питерский государственные музеи. Так что уровень грантового проекта бывшей сельской учительницы оказался ничуть не ниже столичных, и потанинскими сотнями тысяч арамашевская пенсионерка- предпринимательница распорядилась как надо.

Сегодня во дворе избы-музея – старинный плетень с прокопченными чугунками, деревянные резные качели и настоящий колодец-журавль, стойло для лошади, скрипучая телега со всеми премудростями для возницы, всякие забавные фигурки сказочных персонажей, самая колоритная из которых – симпатичная Баба-яга...

А ещё с этого живописного деревенского подворья, с которого и уходить-то не хочется ни детям, ни взрослым, открывается потрясающий вид: на наскальную белокаменную церковь, на лежащее в глубокой ложбине село...

Вера Васильевна, как заправская хозяйка, со знанием дела рассказывает о каждой вещице во дворе и двух избах – летней и зимней, а принарядившихся в старинные платки- сарафаны, картузы-шаровары гостей потчует не только шутками-прибаутками, но и вкуснейшими деревенскими пирогами и травяным чаем, приготовленным по старинному рецепту. А затем проводит неутомительный и познавательный мастер-класс по уральской росписи. Так что домой каждый «постоялец» увозит сделанную собственными руками поделку с фирменным знаком Арамашево.

Экскурсию проводит сказительница В. В. Реутова

Сейчас в арсенале у Веры Васильевны – две отреставрированные избы XIX века, на очереди – изба века XVII. Средства на ремонт и новые экспонаты зарабатываются экскурсиями, на которые охотно едут не только туристы из Свердловской области, но и заморские гости: особенно зачастили американцы и французы, трогательно внимающие рассказам арамашевской сказительницы о старинном житье-бытье уральской деревни, о традициях и любви к малой родине. Иных гостей, бывало, даже прошибала слеза. Так было с пожилым американцем, оказавшимся потомком русских эмигрантов, который был готов отдать любые деньги за щепотку арамашевских трав из чайного настоя «бабушки Веры»...

«В прежние времена деревенские дети знали своих потомков до седьмого колена, сегодня чаще всего два, - сетует Реутова. - Печально, но даже такой простой вопрос – какого цвета глаза у твоей мамы? – ставит в тупик большинство из моих юных посетителей. Но так приятно бывает наблюдать, как к концу нашей экскурсии по музею-избе дети забывают о своих гаджетах и слушают мой рассказ буквально с открытым ртом. Вот эту любовь к истории своей семьи, своей родины нужно возрождать...».

После малого крестьянского музея Вера Васильевна непременно везёт гостей на скалистый берег реки Реж, прорезающей село на две половины, чтобы те полюбовались бескрайними просторами и восстановленным на месте старой церкви храмом во имя Казанской иконы Божией Матери. Инициатором его возрождения и непосредственной участницей была всё та же неуёмная пенсионерка Реутова, заскучавшая без дела после завершения реставрации избы. К тому же большинство селян в то непростое время страдали от безработицы, безденежья, уныния и пьянства. Так что общее благое дело – восстановление храма – совершенно реально спасло не одну человеческую судьбу. А наскальный белокаменный арамашевский храм стал ещё одним местом паломничества и визитной карточкой села.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Арамашево

Сегодня в главном приделе храма рядом с двумя старинными чудотворными иконами – святого Иоанна Богослова и целителя Пантелеимона – соседствует массивный обшарпанный кирпич из кладки старого храма. Как напоминание о тяжёлой ручной работе, проделанной при реконструкции церкви Верой Васильевной и её бывшими учениками. Именно они, по словам Реутовой, стали главными помощниками в этом богоугодном деле. «И получили по вере нашей», - любит повторять Вера Васильевна. Событийный туризм, как известно, стал сегодня настоящей палочкой-выручалочкой для многих провинциальных моногородов. Но нередко он становится заботой исключительно местных властей. Инициативная пенсионерка, она же удачливый предприниматель из села Арамашево, может вдохновить своим примером таких же, как она, ветеранов. А найти живую душу можно не только в избах. Для этого и нужно, в принципе, немного – знать и любить свою малую родину...

Светлана Титова

Фото сайтов «Наш Урал» (автор Лилия Патрушева), Википедия

«Колокол Севера» » №6(83) ноябрь 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *