Исповедь христианской души

На обложке Матрона Лучкина с трехлетней Машей, внучкой Сергея Фуделя. Фото конца 1950-х гг.

Много ли мы знаем литературных произведений о коми няньках в русских семьях? Собственно говоря, таких и не было. А вот Сергей Довженко взял и написал книгу, героиней которой стала простая коми женщина Матрона Лучкина. Она уехала из Усть-Сысольска с семьей репрессированого пи- сателя Сергея Фуделя в Москву. Дети и взрослые звали ее просто Мунечка. Родом из сысольского села Вотча, Матрона в детстве сбежала в Кылтовский монастырь, была там монахиней, а последние 35 лет своей жизни прожила в семье Фуделей. О ней новая книга «Сердце, жалеющее всех людей», подробнее об этом мы попросили рассказать автора Сергея Довженко.

– Чем был вызван ваш интерес к личности Матроны Лучкиной?

– Еще четверть века назад я впервые прочел золотые строки Сергея Фуделя, церковного писателя эпохи гонений. Я был воспитан на Пушкине, Лермонтове и Некрасове, на хорошей русской прозе, на поэзии серебряного века и не мог не ощутить, что это тоже настоящая литература. Однако «это» проникало в самую глубину души. Лишь семь лет спустя я принял Крещение и стал хорошим или плохим, но чадом родной Православной Церкви. И все эти годы и десятилетия меня не оставлял глубокий интерес к наследию Фуделя, к судьбе самого Сергея Иосифовича и к его окружению. И как-то по-особенному мне стал близок духовный облик няни всех троих детей писателя.

Сам Сергей Фудель в книге «У стен Церкви» пишет о Матроне Лучкиной так: «У нее было сердце, жалеющее всех людей». Эти слова писателя я сделал названием новой книги. Если говорить о главной характеристике Матроны Петровны, то вряд ли скажешь лучше, да это и во все времена самое нужное для нас – «стараться всегда и везде сохранять тепло сердца, зная, что оно будет нужно кому-то еще, что мы всегда нужны кому-то еще» (из воспоминаний Сергея Иосифовича). В последней главе книги я написал, что, уже будучи смертельно больной, няня Матрона стремилась быть хоть чем-то полезной для семьи, в которой она прожила целых 35 лет и вместе с женой Сергея Иосифовича (он появлялся в доме в короткие промежутки между своими тюрьмами и ссылками) вырастила всех троих их детей. Другие черты ее личности, дающие более полное представление об этом человеке, и все известные факты ее биографии я осветил в книге, насколько это было возможно.

Матрона (Матрена) Петровна Лучкина – коми-зырянка. Родилась в 1881 (или 1885) году в сысольском селе Вотча. С 1898 года жила в Крестовоздвиженском монастыре в Кылтово. Год облачения в рясофор – 1907. Грамоте училась в монастыре, занималась клиросным пением, шитьем одежды. С 1923 года жила в семье репрессированного писателя Сергея Фуделя, воспитала троих его детей. Умерла в 1959 году в Усмани.

– Какими источниками вы пользовались при работе над книгой?

– Художественных и мемуарных свидетельств о личности и судьбе почти никому не известной простой няни детей репрессированного писателя, конечно, немного. Большая часть сведений содержится в первом томе собрания сочинений Сергея Фуделя, вышедшего в 2001-2005 годах, а также в книге дочери писателя, Марии Сергеевны Желноваковой, «Воспоминания о матери», появившейся тогда же. Есть изданные в альманахе «Альфа и Омега» в тот же период письма Марии Сергеевны к брату Николаю.

Много для уяснения истории Кылтовского монастыря – духовной колыбели героини книги дала монография протоиерея Владимира Пономарева об обители.

Остальное собиралось по крупицам. Конечно, постоянно приходилось обращаться к всевозможным справочным интернет-ресурсам, ведь судьбу героини надо было проследить в контексте эпохи, дать будущему читателю основные сведения о не слишком известных местах и людях, вовлеченных в повествование.

Хотя кое-какие новые находки использованы и в этой книге, но с архивами я работал мало. Во-первых, в этом плане много потрудились биографы Фуделя, протоиерей Николай Балашов и литературовед Людмила Сараскина. Во-вторых, книга о Матроне Лучкиной изначально задумывалась как документальная, но вместе с тем и художественная повесть. Кажется, искомого результата удалось достичь: от читателей и рецензентов рукописи книги приходят единодушные отзывы, что она живая и теплая. Я рад этому.

Вот что писал о няне сам Сергей Фудель: «У нас жила близкая нам простая женщина. Она была когда-то инокиней (сама ушла от родителей в монастырь, когда ей было лет 11-12), но в это время ничем внешне от нас не отличалась и посты не очень соблюдала. Но у нее было сердце, жалеющее всех людей. Про нее отец Серафим говорил: «Она ходит не только в ангельском чине, но и ангельскими стопами».

Мария Фудель писала о своей няне: «Мунечка часто рассказывала о своем монастыре. Вдвоем с под- ругой, обеим по 12 лет, они убежали из дома поступать в монастырь. Вероятно, их не отпускали, поэтому они тайком ночью отправились со своими узелочками путешествовать по зырянским лесам. Всего им надо было пройти около 200 километров (верст, как тогда говорили). Последний путь, уже на подходе к монастырю, шел лесом. В монастыре ее определили петь на клиросе. Пела она хорошо».

Сергей Довженко родился в Москве в 1967 году. После школы предпочел самообразовываться, работать пошел почтальоном и прослужил в почтовой связи двадцать лет. Затем работал экскурсоводом в московской паломнической службе «Ковчег». Окончил Вологодскую семинарию с дипломами – регента-псаломщика и миссионера- катехизатора. Ныне певчий, регент храма Святой Троицы в г. Электроугли, руководитель клуба пеших паломнических походов. Сергей Довженко – автор двух исследований о Михаиле Пришвине «Счастье никак не связано с удачей» и «Собор живых», книг «Отсветы грядущей весны», «Сокровенный сердца человек», «Земное отраженье Рая», брошюр «На пути к храму» и «Записки странствующего певчего».

– Были ли Вы в Коми крае?

– Нет, еще не доехал, много лет все подбираюсь. Довольно хорошо знаю ставшую родной Вологодчину, где учился в духовной школе. Несколько раз бывал в путешествиях по святым местам в окрестностях архангельских городов Котласа и Коряжмы, вятской Лузы. Но к вам собираюсь, особенно теперь, когда готова книга об уроженке Вотчи, к тому же насельнице Кылтово. Другие места ее жизни, Сергиев Посад и Усмань, мне хорошо знакомы. У меня возникало естественное желание проехать и по родным местам Матроны Петровны в Зырянском крае, но, во-первых, я осознаю, что это очень мало прибавило бы к намеренно компактному, живому и не сверх меры «научному» повествованию, а во-вторых, пока нет на это ни времени, ни возможности. Но все же поставил себе целью не в этом году, так, может, в следующем путешествие по местам жизни Матроны, Сергея Фуделя и владыки Афанасия (Сахарова), в комнате которого в Усть-Сысольске в 1923 году Сергей Иосифович венчался с Верой Максимовной. Кстати, это событие, их венчание, – одно из центральных в новой книге, так как благодаря ему произойдет призвание инокини Матроны на 35-летнее служение няни. Так что ждите в гости.

– Кому будет интересна книга о Матроне Лучкиной?

– Смею предположить, что мно- гим. Вашим землякам, неравнодушным к истории родного края и жизни своих предков. Историкам, для которых книга представляет определенную ценность и может побудить их к новым исследованиям. Молодым людям, еще только ищущим смысла жизни, так как Матрона Лучкина и другие герои книги могут послужить нравственными маяками. Православным христианам, которые, возможно, откроют для себя какие-то новые грани служения Богу и ближнему.

Сергей и Вера Фудель с сыном Николаем. Середина 1920-х гг.

– Далеко не все читатели знают, кто такой Фудель.

– Кратко рассказать, кто такой Фудель, никогда не читавшим его труды и не слышавшим о нем, довольно сложно, потому что это необычный писатель. Годы его жизни – с 1900 по 1977. Исследователи порой называют Сергея Иосифовича богословом, хотя этот титул может быть отнесен к нему, наверное, меньше всего. Может быть, более правы те, кто отводит ему роль проповедника. И все равно больно уж необычна эта «проповедь» автора-мирянина. Если не считать имеющих безусловную ценность монографий Фуделя о Достоевском, об отце Павле Флоренском, о Божественной литургии, если не касаться его святоотеческой антологии «Путь Отцов», остальные два тома фуделевских сочинений по большому счету – исповедь христианской души, свидетельство о Церкви верных и духоносное слово к современному человеку о вечной Истине, для которой Сергею Иосифовичу с его силой литературного таланта удалось найти свои, свежие, неповторимые образы и открыть какие-то новые грани веры.

Кстати, одна из моих корреспонденток недавно ответила на такой же мой, скорее, испытующий вопрос примерно так: «Сергей Фудель погружает нас в ясный и светлый мир любви к Христу и ведет этим путем, несмотря на все вызовы нынешней эпохи». Она обращается к нему ежедневно, как к старцу, который никогда не подведет и распутает любой узел. Я сам могу подписаться под этими словами. Возможно, даже наше поколение пятидесятилетних успеет дождаться его церковной канонизации.

Сергей Иосифович Фудель (1900-1977) – православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед. Неоднократно репрессирован по политическим мотивам, был в лагерях и ссылках. Отбывал ссылку в Усть-Сысольске и Княжпогосте (1923- 1925). Фудель знал семь языков, в том числе английский, его супруга – пять.

– Каким образом он связан с Коми краем?

– Здесь он отбывал первую из трех своих ссылок – за выступление против «живоцерковников» или обновленцев, призванных безбожной властью разрушить церковь изнутри. В 1922 году юного Сергея Фуделя арестовывают под Москвой и доставляют на Лубянку. В том же году приговаривают к ссылке в Зырянский край сроком на три года. На исходе зимы 1923 года Фудель в составе партии ссыльных добирается до Усть-Сысольска. Весной к Сергею Иосифовичу приезжает из Москвы его невеста Вера. 23 июля 1923 года на временной усть-сысольской квартире ссыльного епископа Афанасия (Сахарова) состоялось венчание Сергея и Веры. Ради рождения первенца Вера Максимовна надолго расстается со своим ссыльным супругом и возвращается в Москву. А в следующем, 1924 году Фуделя переводят в село Княжпогост, где Сергею Иосифовичу придется прожить, работая помощником бухгалтера (эта специальность была освоена в зырянской ссылке), до мая 1925-го, когда он будет досрочно освобож- ден и сможет вернуться в москов- скую квартиру к молодой жене и маленькому сыну. В книге, конечно, все освещено намного подробнее.

– Встречались ли Вы с людьми, которые лично помнили героиню вашей книги?

– Мог бы, когда они были еще живы. Это дети Сергея Иосифовича. Но все они ушли из жизни один за другим. Последней – младшая дочь Варвара Сергеевна, в 2015-м. В свое время я с ними так и не познакомился. А книга задумана только в нынешнем 2020-м. Хорошо, в Москве живет внучка Сергея Фуделя, Мария Николаевна Астахова. Няня Матрона скончалась в 1959 году, когда Маше Фудель было неполных три года, но в памяти девочки остался незабываемый образ няни ее отца и теток. Все, что помнит, она прислала, и ее строки вошли в книгу.

– Какие сложности возникали в ходе работы?

– Обычные будни журналиста-краеведа, ничего такого уж особенного. Я вам лучше вот что скажу – писать о Божьем человеке, жалеющем всех людей, было радостно. Вот это слово, пожалуй, определяет все остальное. Думаю, что помогали молитвы моих героев за меня.

Беседовал Артур Артеев

Фото предоставлено Сергеем Довженко

«Колокол Севера» » №4(93) сентябрь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *