Искать драгоценное для души

111Отличный подарок получили поклонники хорошей детской литературы этим летом – в издательстве Ridero вышла книга Людмилы Плешивцевой «Митина азбука». Читатели «Колокола Севера» уже знакомы с творчеством этого автора, именно в нашей газете рассказы о Мите и его мудрой бабушке впервые были опубликованы. И нам приятно, что мы дали путевку в жизнь этой замечательной, очень доброй книге.

Сегодня мы решили, что пришло время познакомить с нашим автором и читателей. И солнечным июльским днем встретились с Людмилой Васильевной:

– Когда Вы начали свою литературную деятельность?

– Писать начала сравнительно недавно. Повзрослели и покинули дом дети. Видимо, появилась необходимость чем-то заполнить образовавшуюся пустоту, к тому же потребность заниматься творчеством была всегда: ещё в школьные годы по собственной инициативе выпускала газету, как и все в том возрасте пыталась писать стихи. Именно со стихами пришла в литературное объединение Ухты. Я благодарна коллегам, которые помогли мне понять, насколько ответственно то, чем мы занимаемся, что не все, пришедшее тебе в голову и изложенное на бумаге, достойно внимания, что каждое стихотворение, каждый рассказ требуют кропотливой работы. Мои друзья по литобъединению интересные творческие люди, от них поневоле подпитываешься энергией, желанием творить.

– Как родилась «Митина азбука»?

– Ухтинский педагог О. Н. Холодырева поделилась со мной идеей создания нравственной азбуки, этот проект она реализовала совместно с газетой «НЭП». Мне понравился посыл – рассказать о важнейших духовных понятиях простым языком. Но я развила эту тему немного в другом ключе. Возможно, повлияло известие, что скоро стану бабушкой, поэтому писала, постоянно думая о том человечке, который должен был скоро появиться. Через девять месяцев дочь подарила нам с мужем внучку, и тогда же был дописан последний рассказ. Но герой книги – мальчик. Ведь именно на них, будущих мужчинах, лежит большая ответственность за все, что происходит рядом с ними – в семье, в стране, в жизни тех, кто их окружает. И об этой ответственности они должны знать с детства. Если бы героиней я сделала девочку, сложнее было бы раскрыть некоторые понятия. Я знаю, что где-то в нашей стране реализуется проект раздельного обучения мальчиков и девочек, как когда-то уже было. И мне кажется, это правильно. Ведь с мальчиками и девочками даже говорить надо по-разному и о разном.

222«МИТИНА АЗБУКА», АВТОР КНИГИ ЛЮДМИЛА ПЛЕШИВЦЕВА, ОБЛОЖКА АННЫ АНДРЕЕВОЙ

Какой была славянская азбука, и что зашифровано в ней? Что такое благодать, кротость, грех, искренность, эгоизм? Зачем нужны фамилии? Почему надо уметь прощать? Почему «ум без разума – беда», а «юмор – от всех бед защита»? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в книге, главными героями которой являются мальчик Митя и его мудрая бабушка. Во второй части рассказы о двухлетней Дашеньке, о том, как она учится понимать мир, своё место в нём, и как её близкие учатся вместе с ней.

Книгу «Митина азбука» Людмилы Плешивцевой можно приобрести на сайте: https://ridero.ru/books/mitina_azbuka

С отдельными рассказами вы можете познакомиться на сайте – колоколсевера.рф – в рубрике «Рассказ». А один из них читайте на странице 12 этого выпуска газеты.

– А кто стал прототипом Бабушки в книге?

– Конечно, моя бабушка, которой уже давно нет, но память о которой всегда со мной. Бабушка была простой деревенской женщиной, безграмотной, но очень мудрой, светлой. Как и многие представительницы старшего поколения, она была глубоко верующей. Раньше без Бога не жили и веру православную передавали внукам. Иконы на стенах, тихие бабушкины молитвы, ее излучающие доброту и какой-то особый свет глаза, печка с потрескивающими дровами – это то, что всегда со мной, то, что ведёт меня по жизни. В доме всегда были книги, в том числе и старинные, церковные. Главное место среди них занимала Библия. Всё это досталось бабушке от ее деда, который служил в местной церкви, а после ее уничтожения кое-что сохранил. Часть книг была утеряна, часть передана в местный музей.

– Вы преподаватель словесности. Удается донести до детей любовь к книге?

– Всегда в преподавании стараюсь опираться на то, что русская литература – это прежде всего духовная литература. Мы говорим об утрате нравственного начала в нашей жизни, о том, что нам необходимо возвращаться к истокам. И большую роль в этом играет литература. Не любая, конечно. Ведь книга должна нести людям слово, хорошее, мудрое, которое будит мысль, добрые чувства, а есть такие, что ничего не дают ни уму, ни сердцу, а напротив пробуждают низменное в человеке. К сожалению, дети не читают сейчас вовсе или выбирают как раз то, что «ни уму, ни сердцу». Возможно, в лицеях, гимназиях – по-другому. А к нам в санаторную школу, где я работаю, приезжает немало ребят, которые даже сказок не знают: им их никто никогда не рассказывал. Они не приучены к чтению и не хотят этим заниматься. Поэтому мы, как можем, стараемся привить любовь к книге. Я приглашаю на встречи ухтинских поэтов и писателей. Ведь у нас в Ухте есть замечательные авторы, пишущие для детей: Валентина Ивановна Лызлова, Наталья Алексеевна Заварзина, Евгения Петровна Филиппова. Дети с интересом слушают их, задают вопросы. Я собрала в кабинете целую библиотеку хороших детских книг, чтобы ребята могли «покопаться» в них, полистать, подойти спросить «а про что это?», и всегда кто-то уносит после уроков в портфеле помимо учебников еще и что-то для души. А ещё я рассказываю о том, что читаю сама и читала в их возрасте, делюсь мыслями о прочитанном. И я заметила, что у ребят интерес к книге появился. Конечно, если в семье никто не читает, если ребенка с детства не приучили, в школе сделать это очень трудно. Тем более сейчас, когда в расписании осталось по два часа литературы, когда ребенок проводит бесконтрольно много времени у компьютера. Это печально. У Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» в главе о жизни отца Зосимы (на мой взгляд, самых замечательных страницах романа) есть такие слова: «…и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если только сама душа твоя способна искать драгоценное». А «искать драгоценное» можно научиться с помощью хороших, добрых, умных книг.

ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА ПЛЕШИВЦЕВА

Родилась в поселке Даниловка Волгоградской области. В 1983 году окончила филологический факультет Волгоградского педагогического института. С 1990 года живет в Ухте. Работает учителем русского языка и литературы в ГООУ «Санаторная школа-интернат № 4». Педагогический стаж более 30 лет. Автор сборника дидактических материалов по теме «Здоровьесбережение» по русскому языку, а также сборника с использованием коми регионального компонента, руководитель школьного кружка «Юный корреспондент». Членом литературного объединения Ухты является с октября 2010 года.

Беседовала Вероника Лудникова

Фото Николая Лудникова

«Колокол Севера» №5(76) август 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *