Вся наша жизнь – чудо Господне

Светлана Рогаль за работой

Просим молитв! 9 июля отошла ко Господу иконописец Светлана Рогаль. Это был светлый человек. Ее иконы можно встретить в самых разных городах - от Тюмени до Неаполя. В 2014 году Вероника Лудникова взяла интервью у Фотиньи Рогаль для газеты «Колокол Севера». Повторяем его в память о ней. Царствие Небесное новопреставленной рабе Божией Фотинье!

Встреча наша, которую заранее никто не планировал, состоялась накануне Рождества Иоанна Предтечи. И, как оказалось, именно этот день был судьбоносным для нашей героини. 30 лет назад Светлана Рогаль вмиг стала горячо верующей христианкой, а спустя несколько лет уже писала иконы в монастыре.

Познакомиться со Светланой мы мечтали давно. Образа ее работы видели и в Свято­-Серафимовском храме города Сосногорска, и в церкви святых Петра и Февронии в Боровом. В Свято­-Стефановский храм Ухты художница приехала тоже не только помолиться, но и потрудиться во славу Божию. Светлана взялась за реставрацию иконы Казанской Божией Матери, и мы смогли наконец­-то взять интервью.

На беседу согласилась только после благословения священника. Не любит о себе рассказывать, но необходимость таких публикаций признает: «Люди часто говорят, что чудеса происходили очень давно, а сейчас их не бывает. На самом деле, вся наша жизнь – чудо сплошное. Люди просто ходят и что­-то думают умное о себе, но нет ничего, кроме воли Божией. Признаем мы это или нет. Когда человек это понимает и молится, у него наступает совсем другая жизнь. И трудности переживаемы, и болезни. И все во славу Божию». И говорит это не просто так, пережить довелось немало.

«Нечаянная радость»

Родилась Светлана на Украине, где обзавелась семьей и начала свою трудовую деятельность. Нет, не художника. Бралась за любую работу. Живописи профессионально обучиться не довелось. Даже кружка в школе не посещала. К вере было отношение как у подавляющего большинства считающих себя православными. На Пасху куличи освятить, свечку поставить. Знала только наизусть «Отче наш», выучила по настоянию верующей бабушки. Так неспешно и протекала ее жизнь – дом, дети хлопоты. Однако третья беременность кардинально изменила жизнь женщины.

Ее посетила серьезная болезнь. Стало подниматься давление, просто зашкаливало, и никакие лекарства не помогали. С диагнозом «эклампсия» Светлану положили в медицинский институт в Виннице. Но все без пользы. Медицина оказалась бессильна. Пациентка тихо угасала. Своего будущего сыночка сразу назвала Тарасом, и когда были силы, разговаривала с ним, рассказывала ему о солнышке, о травке, о всем том, что, возможно, ему не доведется увидеть. Когда подошел срок родов, врачи прямо сказали, что делать кесарево ей нельзя, потому что опасаются летального исхода, применять препараты для снижения давления ей тоже было противопоказано из-­за больных почек. Здоровье было на пределе.

Этот день накануне родов Светлана помнит до мелочей. Когда оставили одну, ей было видение иконы Богородицы. Женщина настолько плохо себя чувствовала, что даже не удивилась. Просто посмотрела на лик Богоматери, обращенный к ней, и внутренне успокоилась, поняла, все должно быть хорошо. Позднее она найдет эту икону и узнает название «Нечаянная радость». С этого момента Светлана ощутила, что Господь рядом.

В день Рождества Иоанна Предтечи родился ее третий ребенок. Здоровенький мальчик. Роженица осталась жива, врачи удивлялись и радовались этому чуду. И в этот момент услышали от пациентки: «Я ничего не вижу». Светлана потеряла зрение. Доктора стали успокаивать ее, что, мол, бывает и хуже: «Вы остались живы. Это уже чудо, детки будут при вас, научитесь обходиться без зрения». Женщина в ужасе закричала: «Господи, не оставляй меня!». И в тот же миг прозрела. У окулиста не была до сих пор, обходится без очков. Это чудо коренным образом перевернуло ее жизнь.

Обитель Богородицы

Перестроечные годы были для многих непростыми. Невыплаты зарплат, пустые полки в магазинах, закрывались предприятия и росла безработица. В надежде на лучшую жизнь семья Рогаль с тремя детьми перебралась на Север. Обосновались в Печоре. Пока младший был маленький, Светлана сидела с ним дома. После рождения третьего в ней стали проявляться невиданные до этого желания. Она стала ощущать настоящую потребность в рисовании. Покупать краски было дорого. И для начала стала заниматься выжиганием. Первая ее икона была именно такой – работой по дереву. Даже прогулку с ребенком у песочницы использовала для тренировки. Пока никто не видит, делала наброски портретов, эскизы на песке. Она и раньше рисовала, и даже подрабатывала художником-­оформителем. Но теперь без живописи прожить не могла и дня.

Печорский Скоропослушнический женский монастырь. Фото сайта "Монастырский вестник"

В то время в Печоре велось строительство Скоропослушнического женского монастыря. Он был основан в 1992 году, после того как над этим местом в небе было чудесное явление иконы Божией Матери «Скоропослушница», указавшей на создание обители. И когда детки у Светланы подросли, в 1997 году Светлана, собравшись с духом, поехала в монастырь, чтобы предложить свои услуги. Об иконописи она и не думала, хотела помочь в художественном оформлении храмов. Спросила: кто здесь старший. К ней подошла моложавая монахиня, оказалось, матушка Мария, игумения обители. И она сразу сказала, что художник им нужен – иконы писать. А монахиня Василиса, увидев удивленное лицо Светланы, вставила свое словечко: «Тебя Богородица привела». С самого дня образования монастыря люди попадали туда какими-то неведомыми путями.

Так Светлана стала приходить в монастырь, отработает в соцзащите и едет иконы писать. Осталась одна с тремя детьми, было непросто. Но, видимо, благодать, которая так чувствуется в этом месте, помогала. В Скоропослушнический монастырь приезжают очень много паломников и получают помощь.

Первый образ, который поручили Светлане, была икона праведного Иоанна Кронштадтского. Написать ее надо было на огромной колонне. Художница была просто ошеломлена. В то время она еще так мало знала о Православии и святых, и потому первой просьбой у нее было: «Мне бы о жизни его почитать». Монахини улыбнулись, пояснили, что у святых биография называется житием, дали книжку и благословили на труд. Светлана читала и удивлялась: как можно так всю свою жизнь подчинить Богу. Так она узнала о святом Иоанне Кронштадтском. Сейчас она признается, что если бы знала тогда, как это трудно, отказалась бы сразу. Вспоминает: «От своей неумелости обнимала колонну и рыдала так, чтобы никто не видел. А затем писала дальше. Слава Богу, у монастыря большая библиотека. Настоятельница заказывала для меня книги, те, что читают иконописцы, все изучила с большим интересом. Другой возможности научиться у меня не было».

Однажды матушка Мария благословила Светлану написать икону «Плач Иисуса Христа об абортах». Образ на злобу дня. Его можно встретить во многих храмах и монастырях Русской Православной Церкви от Крыма до Владивостока. «Представьте, сколько сейчас делается абортов, – говорит Светлана Рогаль. – Матушка решила побороться за чьи-­то жизни. И ей это удалось». Как только художница написала икону, ее повесили в притворе храма. Рядышком слова, леденящие душу: «Аборт – это убийство. Мучительное и жестокое… Покайтесь все, кто советом, словом или делом принимал участие в погублении детей…».

И через пару недель к Светлане подошла знакомая. Она была беременна, но жизненные обстоятельства не позволяли ей содержать ребенка. Женщина поделилась своими переживаниями. И Светлана предложила: «Давай ты родишь этого ребенка и отдашь мне. Он не попадет в детский дом, захочешь – заберешь». Но приятельница и слушать не хотела. Тогда художница посоветовала знакомой принять решение в церкви, у той иконы в притворе.

Что там произошло, Светлана не знает. Но вскоре увидела, что приятельница ждет ребенка. «Сейчас девочке 4 года, она пишет стихи, у нее потрясающее чувство юмора. Отец вернулся. Женился на ее матери. Замечательная семья. Они смотрят на малышку и ужасаются, неужели хотели ее убить. Назвали Светой, в мою честь.

Подошла другая женщина с такой же проблемой. Муж бестолковый, пьет, просвета не вижу, буду делать аборт. Я ей дала тот же совет. Теперь у меня есть крестник Назарка. И отец его, кстати, перестал пить. Господь все управляет, когда делаешь по воле Божией», – говорит Светлана.

По вере вашей

Мастерство в любом деле приходит с опытом. Очень скоро Светлане стали говорить, что у нее открылся почерк. Наша героиня этим не гордится, считает, что только по молитвам матушек Скоропослушнического монастыря, где она столько лет трудилась, Господь дал ей способности писать иконы. Ведь все наши таланты – от Бога.

Безусловно, Светлана четко следует православным канонам иконописи. Много читает. И образа пишет только по благословению священника, хорошо помолившись, изучив житие святого. Пишет в полной тишине. Так научили монахини. Ничто не должно отвлекать тебя в этот момент, даже церковные песнопения. Только ты, Господь и святой, которого пишешь.

Хотя была у нее одна особенная история. Писала образ преподобного Нила Столобенского для часовни на его Родине в Новгородской области. Все изучила, почитала о пустыни, которую он основал на Селигере. И никак не могла решить, как правильно писать. На разных иконах он изображен по-­разному. И вдруг ее посетила навязчивая мысль включить телевизор. Подумала поначалу – искушение. Но работа не шла. И Светлана решила проверить, что это за напасть. Включает и слышит слова: а сейчас мы с вами посетим Нило-­Столобенскую пустынь. Светлана смотрела сюжет не дыша, порадовалась, что в этом некогда одном из самых популярных для паломников месте возрождается монашество. И сразу поняла, как писать преподобного.

Иконы Светланы Рогаль сейчас можно встретить в самых разных городах – от Тюмени до Неаполя (там живет ее сестра и поет в церковном хоре). Некоторые специально заказывают ей семейные иконы. И по вере эти образа приносят в их дом желаемую радость. Так, бездетная пара из Санкт­-Петербурга написала ей, что у них родилась долгожданная девочка. С тех пор у нее было несколько выездов в Питер. Так, прима­-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина приобрела у нее икону Богородицы «Казанская». Сказала, что никогда не видела таких глаз. Так ей понравилось.

Пока Светлана работает в основном в Сосногорске, где написала немало икон для храмов Серафима Саровского и Жен-­мироносиц. Стоит отметить, образа эти для наружного оформления, а это требует особого мастерства. Например, на иконе Божией Матери «Скоропослушница» в Печоре (а расположен образ во дворе храма с 1997 года) до сих пор не поблекли краски.

Своего любимого святого у Светланы нет. Когда молится, обязательно в конце прибавляет: и все святые, чьи иконы я, грешная, написала. Она точно знает, что молитва помогает. Например, в крестный ход на святых Петра и Февронию в Боровом старается ходить теперь регулярно. Написала для храма икону, крестным ходом помолилась, и у сына жизнь наладилась. Как в Евангелии, по вере вашей да будет вам.

Вероника Лудникова

Газета «Колокол Севера» № 5 (58), август 2014 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *