На Пасху увидимся

Возле Божьего храма. Фото Сергея Довженко

В храме, где служит мой первый духовный наставник, на эту Пасху дяди Вани уже не будет.

Есть в этом старинном храме, что среди погоста над узенькой Клязьмой, много такого, без чего он как будто уже и не тот.

Резной тёмный дубовый иконостас до самого купола. Любимые образа в рост, пережившие все революции и перестройки. Никола-заступник. Печальник Сергий. Вон и храмовый, родной, – Покров...

Бабулькин «народный» хор, все эти матушки-старушки, чуть свет спешащие сюда с пригородных электричек сорок-пятьдесят лет кряду. Когда-то в молодости они приучились петь так высоко, что ещё чуток – и до неба достать. Да только здоровье не то, что тогда. А молиться с ними всё равно хорошо.

Рядом на погосте – всё больше могилок тех, кого ещё помнишь, да пришло им время переселяться на другой клирос, небесный. Верно говорят певчие, что с клироса не уходят – с него выносят. Так понесли недавно и семидесятипятилетнего баса Вячеслава, любимца старушек-матушек. Как теперь храм без него?

В ограде, на видном месте, в цветах, – другой Вячеслав, дорогой батюшка. К нему собирались духовные дети со всего Подмосковья. Приезжают и теперь.

А если тех знаменитых, кто бывал и служил тут в страшные годы да ещё в старопрежние времена, только по именам назвать, – ну что там какой-то дядя Ваня! Последний человек на приходе. Но помнят его все.

 
Сегодня мы знакомим читателя с новой книгой писателя из города Электроугли
Сергея Довженко. Предлагаем вашему вниманию рассказ, давший название
сборнику.

Бывает так, что, кроме как в храм, человеку некуда и податься.

В другом храме, что в большом городе, я часто наблюдаю бодрую старушку. Она сосредоточенно молится, не забывая при этом поправлять свечи. Каждое утро она притаскивает с собой своего дедушку, который послушно семенит за ней. Бабушка зорко следит, чтобы он не пропустил причастия. Выражения на лице старичка нет никакого. Способен ли он говорить, я, скорее всего, так никогда и не узнаю.

Дядя Ваня появлялся на всех литургиях, сам, без провожатых. Он был явно убогим. За службами стоял всё как-то боком, время от времени совершая прогулки по обширному пространству храма. К причастию подходил первым. Его приобщали без исповеди. У дяди Вани была явно нарушена речь и, наверное, что-то ещё.

Но именно дядя Ваня был единственным из прихожан, кто старался поприветствовать каждого из вновь входящих. А с теми, кого видел не впервые, ещё и расцеловаться.

«Свои» эту удивительную дяди-Ванину особенность хорошо знали. Вот из противоположного угла к тебе спешит невысокий старичок лет семидесяти, всегда абсолютно трезвый, одетый скромно и одинаково, но опрятно, побритый и вообще как-то ухоженный. Чувствуется, что кто-то об этом человеке заботится.

Выговорить дядя Ваня был в состоянии немного слов и фраз, да и те чрезвычайно неразборчиво. «Сообщив» таким образом тебе всё, что считал нужным, он отходил. Во время службы, правда, временами оглядывался по сторонам и радостно махал рукой тем, кого находил на привычных местах.

И надо было видеть выражение глубокой печали на дяди-Ванином лице, когда кто-то считал ниже своего достоинства здороваться с ним и делал вид, что его не замечает.

Его жалели и частенько подавали. Но сам он не просил никогда.

Оба храмовых батюшки при случае решительно отрицали наличие в дяде Ване каких-то особых духовных даров, нередко свойственных убогим: «Да нет, вы не думайте, тут ничего такого нет». Вот и я не знаю, что ещё такого особенного о нём сказать.

А недавно наш дядя Ваня тихо помер. Всему своё время.

И теперь случается, что во всём-то большом храме тебе может никто не улыбнуться и не сказать ни слова.

А словарик дяди-Ванин был и вправду куда как убогим.

Но одну фразу от него можно было услышать всегда. Среди лета ли, зимы.

Не простую.

Победную.

«На Пасху увидимся».

 

Сергей Довженко

Сергей Довженко родился в Москве в 1967 году. Окончил Вологодскую семинарию с дипломами – регента-псаломщика и миссионера- катехизатора. Ныне певчий, регент храма Святой Троицы в г. Электроугли, руководитель клуба пеших паломнических походов. Сергей Довженко – автор двух исследований о Михаиле Пришвине «Счастье никак не связано с удачей» и «Собор живых», книг «Отсветы грядущей весны», «Сокровенный сердца человек», «Земное отраженье Рая», «Сердце, жалеющее всех людей», брошюр «На пути к храму» и «Записки странствующего певчего».

«Колокол Севера» №5(106) ноябрь 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *